Огляд літератури за курсом

Тема 1. Вступ.

Предмет та завдання курсу «Постановка сучасних шоу-програм та видовищ». Проблематика головних розділів. Загальна характеристика виразних театралізованих сучасних форм відпочинку, їх роль у культурному, громадському житті суспільства, в духовнім збагаченні людей, їх моральному та естетичному вихованні.

Використання в теорії та методиці організації сучасних тематичних театралізованих свят нових даних в галузі психології, менеджменту, PR-технологій та соціології.

Огляд літератури за курсом.

Если раньше профессиональная режиссура и организация театрализованных праздников на Украине распространялись только на их массовую разновидность, а все остальные праздники воплощались преимущественно силами энтузиастов, то в данный момент существует много компаний и организаций, предлагающих свои услуги по профессиональной подготовке и проведению театрализованных коллективных праздников любого уровня.

Предмет изучения курса требует усвоения студентами знаний и умений необходимых при работе с заказчиками современных театрализованных праздников, а также умений методически правильно организовать технологический процесс и воплотить желания заказчика в жизнь. Данный курс предполагает знакомство с такими формами современных театрализованных праздников как корпоративные праздники, юбилеи, свадьбы, презентации и выставки, «квесты». Также студентам предлагается знакомство с современными выразительными средствами театрализованных форм отдыха.

Программой предусмотрен обмен опытом в области организации и проведения современных массовых праздников. Данный курс можно считать открытым практическим семинаром, где студенты смогут не только теоретически ознакомиться с опытом работы практикующих режиссеров, но и обменяться собственным опытом.

В основу изучения курса заложены теоретические и практические занятия. Программой обучения предусмотрено выполнение письменного практической работы, усвоение студентами навыков по методике организации и проведения современных тематических театрализованных праздников.

Данный курс читается в IX семестре на дневном и заочном отделении в объеме 10 часов. Формой контроля является письменное практическая работа.

Междисциплинарные связи: «Постановка современных шоу-программ и зрелищ» является практической подструктурой предмету «Режиссура эстрады и массовых праздников», что является исходным предметом блока специальных дисциплин.

Цель учебной дисциплины - воспитание и обучение студента как организатора и ведущего режиссера-постановщика современных тематических театрализованных праздников, а также-обобщение практического опыта.

Задачи учебной дисциплины

- Изучение теоретических и практических основ организации современных тематических театрализованных праздников

- Усвоение специфики работы организатора с сценарным материалом;

- Усвоение основ мастерства ведущего на эстраде и открытых площадках;

- Овладение самостоятельной работой по созданию режиссерского замысла современного театрализованного зрелища, над постановкой и воплощением зрелища.

- Овладение методикой репетиционного процесса;

- Овладение практической постановочной работой с различными жанрами и формами современных зрелищ и приложений.

Методической основой предмету «Постановка современных шоу-программ и зрелищ» есть творческие достижения Богданова И.А, Джей Е, клетках С.С, Терешкович Т.А, Поплавского М, Уорнера Д, Гордеева С.И, Шароева И.Г, Откидач В.М, Сурмели А,. Зайцева В.П. и др..

Досуг - - совокупность видов деятельности (см. Вид деятельности), предназначенных для удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей людей в свободное время. Время, затраченное на них, - время досуга - это часть свободного времени. Функции Д. (досуговой деятельности) совпадают с функциями свободного времени (см. Время свободное). Виды деятельности Д. служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В узком смысле слова под Д. понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени (см.) в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др. досуговые занятия. Различают активный Д. и пассивный Д. Первый вид связан с активными (как физич., так и умственными) занятиями, различн. видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы Д. получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, транзисторных радиоприемников и т.п. В.Д. Патрушев

Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается.

Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики. Основные функции массовой культуры следующие:

· снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях;

· упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире;

· формирование национальных идеалов, стандартов - ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию.

Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры. Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма:

· индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу;

· индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм;

· индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм;

· система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей;

· разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки).

Массовая культура - результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками - деятелями искусства - и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура - порождение рыночной экономики - органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

Одним из видов молодежного досуга является молодежная дискотека

Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»),3 главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.

Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие), так как строить программу, основываясь на готовой схеме «сценария» намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Кружки в культурно-досуговых учреждениях (КДУ). Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.

На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.

Кружки художественной самодеятельности: танцевальный, театральный, вокальный, кукольный, кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного творчества: декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, мягкой игрушки и др.Кружки технического творчества: техническое моделирование, моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.

Любительские объединения – объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.

Профили любительских объединений: общественно политические клубы, клуб ветеранов войны и труда, клуб краеведов, клуб собаководов, дискуссионный клуб, военно-патриотические клубы, клубы ветеранов войны в Афганистане, клуб будущего воина, поисковые клубы, производственно-технические клубы, клуб наставников, клуб рационализаторов, клуб радиолюбителей.4

Художественные объединения: клуб любителей песни, клуб любителей музыки, школа творческой молодежи, клуб любителей театра, кинолюбительство, фотоклуб.

Естественно-научные объединения (клубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов). Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм, клубы верховой езды, охотников, рыболовов). Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые, знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительские клубы).

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).5

Камерные формы организации досуга: салон, гостиная.

Таким образом, досуг – это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности. Работники социо-культурной деятельности должны использовать все формы проведения досуга для привлечения молодежи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: