1. Наименование Стратегии
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
|
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии
| Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 апреля 2007 г. №Пр-713 и от 3 мая 2007 г. № 722.
План заседаний Правительства Российской Федерации на июль-декабрь 2007 г., утвержденный 29 июня 2007 г. № 2673п-П13.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 781-р.
|
3. Разработчик Стратегии
| Рабочая группа при Министерстве транспорта Российской Федерации, утверждена распоряжением Минтранса России от 1 июня 2007 г. № ИЛ-40-р.
|
4. Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией
| Транспортное обеспечение социально-экономического роста в России, повышения конкурентоспособности национальной экономики, возрастания мобильности людей и оптимизации товародвижения на основе опережающего, эффективного и инновационного развития железнодорожного транспорта.
|
5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы
| Целевые параметры Стратегии разработаны в двух вариантах: минимальном и максимальном.
Минимальный вариант (вариант 1) основан на инерционном импортоориентированном технологическом варианте развития экономики.
Основные результаты:
- ликвидация ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте общего пользования на основных направлениях грузопотоков;
- развитие инфраструктуры на современном уровне;
- строительство 14752 км новых линий;
- частичное транспортное обеспечение новых точек экономического роста;
- увеличение плотности железнодорожной сети к 2030 г. на 18 %;
- количество субъектов Российской Федерации, обслуживаемых железнодорожным транспортом общего пользования, возрастет с 79 до 82;
- средняя скорость доставки грузов возрастет на 16 %, а по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки – в 2,2 раза;
- маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на 8 %;
- обновление подвижного состава к 2015 году с исключением парков с истекшими сроками службы;
- строительство некоторых стратегических линий;
- объем перевозок транзитных грузов возрастет в 3 раза;
- строительство ВСМ на участке Санкт-Петербург - Москва;
- сокращение транспортоемкости ВВП на 5% (с 3,26 до 3,12 коп/руб.) при росте грузооборота на 56 %.
Максимальный вариант развития (вариант 2) основан на сценарии лидерства в ряде ведущих научно-технических секторов и фундаментальных исследований.
Основные результаты:
- полная ликвидация ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте общего пользования;
- развитие инфраструктуры на современном уровне;
- строительство 23081 км новых линий;
- транспортное обеспечение новых точек экономического роста;
- увеличение плотности железнодорожной сети к 2030 г. на 28 %;
- количество субъектов Российской Федерации, обслуживаемых железнодорожным транспортом общего пользования, возрастет с 79 до 84;
- средняя скорость доставки грузов возрастет более чем на 26 %, а по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки – в 3,7 раза;
- маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет более чем на 17 % и на основных направлениях достигнет 72 км/час.
- обновление подвижного состава к 2015 году с исключением парков с истекшими сроками службы;
- строительство стратегических линий, включая обходы территории соседних зарубежных государств;
- объем перевозок транзитных грузов возрастет в 3,6 раза;
- строительство ВСМ на участках Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Красное (в рамках МТК №2);
- общая протяженность сети высокоскоростных магистралей составит 1528 км;
- сокращение транспортоемкости ВВП в 1,9 раза (с 3,26 до 1,72 коп/руб.) при росте грузооборота на 69 %.
|
6. Задачи Стратегии
| - формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста российской экономики и создания условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения;
- повышение готовности государства к деятельности в чрезвычайных ситуациях, осуществлению мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте, выполнению воинских и специальных железнодорожных перевозок;
- снижение совокупных транспортных народно-хозяйственных издержек;
- интеграция в мировую транспортную систему;
- приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического «прорывного» развития железнодорожного транспорта;
- повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;
- поддержание социальной стабильности на железнодорожном транспорте;
- обеспечение прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
|
7. Сроки и этапы реализации Стратегии
| 2008 – 2030 годы:
I этап - модернизация железнодорожного транспорта – 2008 – 2015 годы.
II этап - динамичное расширение сети железных дорог – 2016 – 2030 годы.
|
8. Перечень целевых программ и основных мероприятий
| Для реализации Стратегии предусматривается разработка ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010 – 2015 годах».
Стратегией предусмотрены следующие основные мероприятия:
- структурное реформирование железнодорожного транспорта;
- модернизация и развитие инфраструктуры;
- расширение сети железных дорог;
- обновление подвижного состава;
- совершенствование системы тарифообразования на железнодорожном транспорте в Российской Федерации;
- подготовка задач по приоритетам развития промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта;
- научно-техническое развитие;
- развитие международной деятельности и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности перевозок и антитеррористической безопасности;
- обеспечение железнодорожной отрасли трудовыми ресурсами.
|
9. Объемы и источники финансирования Стратегии
| 1. Минимальный вариант:
Общий объем инвестиций – 7956,7 млрд. рублей.
Источники инвестиций:
федеральный бюджет – 1515,2 млрд. рублей,
бюджеты субъектов Российской Федерации – 462,4 млрд. рублей,
внебюджетные средства – 5979,2 млрд. рублей,
в том числе средства:
холдинга «РЖД» - 4730,4 млрд. рублей,
других частных инвесторов – 1248,7 млрд. рублей;
2. Максимальный вариант:
Общий объем инвестиций – 10785,4 млрд. рублей,
Источники инвестиций:
федеральный бюджет – 3026,9 млрд. рублей,
бюджеты субъектов Российской Федерации – 747,0 млрд. рублей,
внебюджетные средства – 6966,4 млрд. рублей,
в том числе средства:
холдинга «РЖД» - 5382,4 млрд. рублей,
других частных инвесторов – 1584,1 млрд. рублей.
Данные приведены в ценах по состоянию на 01.01.2007 г.
|