Современное состояние и проблемные вопросы железнодорожного транспорта в Российской Федерации
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, обеспечивает функционирование и развитие экономики страны и играет ключевую роль в обеспечении потребностей населения в перевозках.
Особая роль железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется географическими особенностями страны, отсутствием удобных внутренних водных путей и ограниченными возможностями морского каботажа и слабой развитостью сети автомобильных дорог. Существенную роль железнодорожный транспорт играет в обеспечении внешней торговли и межгосударственных связей.
Регуляторная модель, сформированная в начале постсоветского периода, использовала железнодорожный транспорт как инструмент поддержки отдельных отраслей промышленности и социально-значимых перевозок. Выбранная государством политика позволила преодолеть стагнацию, стабилизировать экономику и перейти к устойчивому экономическому росту в стране.
|
|
Начиная с 1999 г., грузооборот железнодорожного транспорта возрос на 62,1% при приросте промышленного производства в стране на 51,0%. Пассажирооборот за тот же период увеличился на 26,1%, что обеспечило растущую транспортную подвижность населения России и конституционные права граждан на свободу передвижения.
Ускоренно росли экспортные перевозки, стимулированные тарифной политикой (с 1999 г. по 2006 г. экспортный грузооборот возрос в 2,3 раза). Тем самым обеспечен эффективный доступ российских товаров на мировые рынки.
В целом материально-техническая база железнодорожного транспорта обеспечила перевозку необходимых объемов грузов и пассажиров. Однако заниженные темпы обновления и развития отрасли привели к старению основных фондов и ее отставанию мировых тенденций модернизации и расширения сети железных дорог. Для преодоления указанных негативных факторов требуется реализация долгосрочной инвестиционной модели, базирующейся на сочетании долгосрочной государственной инвестиционной и тарифной политики и расширении рыночного потенциала предприятий железнодорожной отрасли.