Повести петровского времени. Феофан Прокопович. (2 часа)

Состав цикла безавторских гисторий. Связь с древнерусской литературой. «Повесть о Василии Кориотском». Тип ге­роя. Василий Кориотский и Фрол Скобеев. Поэтика сюжета: симбиоз авантюрной (путешествие, разбойничество) и сказочной (запрет, отлучка, воцарение) традиций. Художественное пространство: море, остров, Европа, Россия. Отсутствие поучительного пафоса, любовно-куртуазная тематика. Феофан Прокопович. Биография. Украинское влияние в русской культуре кон. XVII - начала XVIII вв. Киево-Могилянская академия. Идеология Феофана: Духовный регламент и Правда воли монаршей. Торжественные слова: пограничный жанровый статус. Церковное и светское начало, образность, влияние на одическую топику. Трагедокомедия «Владимир». Причины актуализации сюжета о крещении Руси; традиции школьной драмы, композиция, смеховое и серьезное в пьесе.

Классицизм в русской литературе XVIII в. (2 часа)

Философско-исторические предпосылки классицизма: ев­ропейский рационализм XVI - XVII вв. Деистические идеи в теологии. Концепция просвещенного монарха. Научный пафос. Литература: тип героя и тип конфликта, иерархия жанров, нормативность поэтики. Своеобразие русского классицизма: хронология, особые акценты в жанровой системе. Выделение «старших» жанров – сатиры и оды как хулы и хвалы. Причины актуализации панегирического и «отрицающего» начал в литературе. Манифесты рус­ского классицизма, их специфика в сравнении с эстетическими трактатами европейских классицистов. Реформа стихосложения: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского, «Письмо о правилах российского стихотворства» М.В. Ломоносова. Кодификация жанровой системы: «Эпистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова. Реформа литературного языка. Предисловие к роману «Езда в остров Любви» В.К. Тредиаковского, «Предисловие о пользе книг церковных» М.В. Ломоносова.

А.Д. Кантемир. (2 часа)

Жанр сатирического послания. Историко-литературные корни сатиры. Античность, европейский классицизм, русская демократическая сатира XVII в. Понимание жанра Кантеми­ром. Зло и добродетель в сатире. Типология порока. Поэти­ка: диалог и монолог, имена героев, натурализм образов. Кан­темир - теоретик стиха: «Письмо Харитона Макентина к при­ятелю о сложении стихов русских».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: