Учет рельефа местности при расчете и проектировании РРЛ производится с помощью профилей интервалов линии.
Профиль трассы отображает вертикальный разрез местности со всеми высотными отметками, включая строения, лес и т. д. (рис. 8.3). Вычерчивание профиля трассы первоначально производится с
Рис. Профиль трассы
помощью топографических карт масштаба 1: 50 000 или 1: 100 000. В дальнейшем отдельные участки уточняются по картам масштаба
1: 25 000 или непосредственно на местности. Для удовлетворительных расчетов точность построения профилей в критических точках должна быть ±3 м.
Для удобства при построении профилей используется пара-болический масштаб, в котором все высоты откладываются не по радиусам, как в действительности, а по оси ординат, а расстояния – не по дуге окружности, а по оси абсцисс. При таком построении линия, изображающая на профиле уровень моря или условный нулевой уровень, от которого отсчитываются все высоты, имеет вид параболы:
, (8.14)
где
, (8.15)
к – относительная координата заданной точки,
|
|
Ri – расстояние до текущей точки.
Обычно профили трасс РРЛ строят для геометрического радиуса земли. Построение профиля производят в следующей последовательности:
1) наносят линию, изображающую уровень моря (или условный нулевой уровень), при этом точки определяют по ф-ле (8.14) или по графикам;
2) пользуясь топографическими картами, определяют и наносят высотные отметки точек профиля относительно условного уровня на различных расстояниях и соединяют их плавной линией;
3) на профиле наносят местные предметы;
4) зная высоты подъема передающей и приемной антенн h 1 и h 2,проводят линию АВ, соединяющую точки расположения передающей антенны А т приемной антенны В. Расстояние между линией АВ и профилем трассы называют просветом Н. Просвет определяют графически в наиболее высокой точке профиля трассы (рис. 8.3 ) или в точке отражения на достаточно ровных трассах. Просвет считается: а) положительным, когда линия АВ проходит выше наиболее высокой точки; б) отрицательным, когда эта линия пересекает профиль трассы.
Если наиболее высокая часть профиля трассы покрыта лесом, то величина просвета Н определяется относительно верхушек деревьев, ибо лес для ультракоротких волн является непрозрачным препятствием.