Терминология

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Учебно-методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………...……..  
ТЕРМИНОЛОГИЯ……………………….………………………………..  
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.........................................................................  
1.1. Условные обозначения, принятые при решении генетических задач…………………………………………………………………….. 1.2. Алгоритм решения генетических задач……………………………… 1.3. Оформление генетических задач………………………………………  
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ……..  
2.1. Задачи на моногибридное скрещивание….………………………..…. 2.2. Задачи на дигибридное скрещивание……………………...…………. 2.3. Задачи на сцепенное с полом наследование….……………………….  
ГЛАВА 3. ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ГАМЕТ……………..…………………….  
ГЛАВА 4. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………………………………  
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………  
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Раздел «Генетика» школьного курса биологии - является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности.

На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моногибридное, дигибридное и сцепленное с полом наследование признаков.

Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся.

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования.

Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет дифференцированно оценивать знания учащихся.

Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

  1. Альтернативные признаки -взаимоисключающие, контрастные.
  2. Анализирующее скрещивание – скрещивание особи неопределенного генотипа с особью, гомозиготной по рецес­сивным аллелям.
  3. Аутосома - любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом (аутосом) и одной парой половыххромосом (гоносом).
  4. Второй закон Менделя (закон расщепления) - при скрещивании двух гибридов первого поколения между собой среди их потомков – гибридов второго поколения - наблюдается расщепление: число особей с доминантным признаком относится к числу особей с рецессивным признаком как 3:1 (расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1).
  5. Гамета - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары.
  6. Ген - участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью.
  7. Геном - совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида.
  8. Генотип - совокупность генов, локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид.
  9. Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены.
  10. Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена.
  11. Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов.
  12. Дигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам.
  13. Закона Моргана (закон сцепления) – сцепленные гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно (сцепленно).
  14. Закон чистоты гамет -при образова­нии гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
  15. Кариотип - совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
  16. Кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей.
  17. Комплементарное (дополнительное) взаимодействие генов – такое взаимодействие генов, в результате которого появляются новые признаки.
  18. Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген.
  19. Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);
  20. Неполное доминирование – неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных.
  21. Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) - при скрещивании родителей чистых линий, различающихся по одному контрастному признаку, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и в них проявится признак только одного из родителей.
  22. Плейотропность (множественное действие гена) -это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков.
  23. Полимерия – дублирующие действия неаллельных генов в проявлении данного признака.
  24. Полигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам.
  25. Сцепленное с полом наследование – наследование гена, расположенного в половой хромосоме.
  26. Третий закон Менделя (закон независимого наследования, комбинирования признаков) – каждая пара контрастных (альтернативных) признаков наследуется независимо друг от друга в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9: З: З: 1.
  27. Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма.
  28. Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы.
  29. Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: