Организационно-методические указания. На изучение данной темы отводится 14 часов

На изучение данной темы отводится 14 часов.

Занятие №1-2 – лекция 4 часа.

Занятие №3 – семинар 2 часа.

Занятие №4 – практическое занятие 2 часа.

Занятие №5 – на учебных сборах 6 часов.

1.учебный вопрос: Формы, средства и методы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и законности в подразделении.

Для формирования высокой ответственности военнослужащих по коренному укреплению воинской дисциплины используются следующие формы и средства воспитания:

- занятия по боевой и профессиональной подготовке, уставная организация жизнедеятельности войск;

- индивидуально-воспитательная работа;

- государственно-правовая подготовка;

- информирование военнослужащих;

- общие собрания личного состава и собрания различных категорий военнослужащих;

- культурно-досуговая работа;

- художественно-эстетическое оформление территории военных городков и помещений;

- выполнение воинских и национальных ритуалов.

Наряду с этим могут применяться и другие разнообразные коллективные и индивидуальные формы, средства и методы воспитания.

Основными методами работы по коренному укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются:

- метод убеждения;

- метод поощрения;

- метод упражнения;

- метод примера;

- метод принуждения.

Все указанные методы воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины предполагают их комплексное, взаимосвязанное применение.

Этому способствуют:

- творческий подход командиров и начальников к процессу воспитания;

- активное и непосредственное участие в нем армейской общественности;

- своевременная постановка задач воспитательной работы;

- систематическое подведение итогов служебной деятельности;

- объективная оценка работы воинских коллективов и военнослужащих;

- использование в целях повышения действенности воспитательной работы сведений о воспитуемом, влияние на него родителей, школы, правоохранительных органов, департамента по делам обороны, трудовых и спортивных коллективов по месту призыва военнослужащего.

Положительное воздействие форм, способов и методов воспитания достигается при создании необходимых социальных и бытовых условий деятельности личного состава, обеспечении социальной справедливости, правомерных и высоконравственных военно-служебных отношений.

В интересах воспитательной работы используются культурно-просветительные учреждения и средства массовой информации по месту дислокации воинских частей.

Научная организация воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Казахстан включает в себя следующие виды деятельности:

- изучение и учет исходного уровня воспитанности военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

- оптимальный выбор и применение методов, форм, средств и приемов воздействия;

- согласованную и скоординированную практическую деятельность командиров, штабов, органов воспитательной и социально-правовой работы, служб и учреждений;

- аналитическую деятельность на заключительном этапе (изучение, обобщение результатов воспитания, состояния воинской дисциплины, выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

С целью улучшения воспитательной работы в войсках, укрепления воинской дисциплины и правопорядка среди личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан и повышения ответственности за социально-правовую защиту военнослужащих и членов их семей, Указом Президента Республики Казахстан от 19 января 1993 года введены в Вооруженные Силы Республики Казахстан институт заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе, в звене от аппарата Министерства обороны, воинских учреждений до рот (им равных) включительно, упразднив институт помощников командиров (начальников) по работе с личным составом.

Органы воспитательной и социально-правовой работы создаются в соответствии с организационно-штатной структурой войск, характером решаемых ими задач и являются составной частью органов военного управления. Они подчиняются соответствующим командирам (начальникам), вышестоящим органам воспитательной и социально-правовой работы и несут ответственность за организацию воспитательной и социально-правовой работы в войсках, морально-психологическое состояние личного состава, укрепление законности и правопорядка.

В своей деятельности органы воспитательной и социально-правовой работы руководствуются Конституцией, законами Республики Казахстан, общевоинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Республики Казахстан, приказами соответствующих командиров (начальников).

Состав и структура органов воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан утверждаются Министром обороны, а их права, обязанности и порядок деятельности определяется общевоинскими уставами и Положением об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Общее организационно-методическое руководство воспитательной деятельностью осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан через Департамент воспитательной и социально-правовой работы Министерства обороны Республики Казахстан на основе современных требований к воспитательной работе.

Исходя из социально-экономической ситуации, решаемых проблем реформирования и строительства Вооруженных Сил Республики Казахстан, конкретное содержание, формы, методы и задачи воспитательной работы определяются и конкретизируются приказами и директивами Министра обороны Республики Казахстан и Председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан.

Основными задачами воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются:

- отношения к таким понятиям, как Родина, Герб, Флаг, Долг, Честь, Совесть, привитие военнослужащим чувства патриотизма и воспитание казахстанского патриотизма, любви к Родине;

- воспитание верности народу и стране, ее Конституции, законно избранному Президенту Республики, бережного отношения к традициям народа страны;

- воспитание и развитие морально-психологических и боевых качеств воина, необходимых для выполнения долга по защите республики;

- воспитание у командиров всех степеней умения и готовности руководить людьми в боевых условиях, управлять их поведением, проводить психологическую подготовку в боевой обстановке, восстанавливать боеспособность подразделений, частей после боя;

- формирование правосознания, воспитание уважения к уставным нормам жизни воинских коллективов, развитие правовой ответственности, как важнейшей черты личности воина, профилактика правонарушений;

- приобщение воинов к культуре и традициям Отечества, своего народа, Вооруженных Сил Республики Казахстан, привитие потребности в их углубленном изучении и приумножении;

- формирование нравственного облика, социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих как граждан Республики Казахстан, конституционно утвердившим себя демократическим, светским, правовым и социальным государством;

- воспитание у воинов потребности к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

- изучение нужд и запросов различных категорий военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей, забота о своевременном и полном обеспечении их положенными нормами и видами довольствия, коммунально-бытовыми услугами, торговым и медицинским обслуживанием.

Непосредственно на органы воспитания в организации работы по коренному укреплению воинской дисциплины возлагаются следующие задачи:

- проведение совместно с другими органами военного управления политики государства в области обороны и безопасности Республики Казахстан, осуществление мероприятий по эффективному влиянию на качество боевой и мобилизационной готовности, службы войск, учебно-боевого процесса и подготовки войск;

- формирование у военнослужащих верности конституционному долгу, воспитание казахстанского патриотизма и интернационализма, готовности к защите Родины;

- изучение нужд и запросов военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, участие в разработке и проведении в жизнь мер по соблюдению принципов социальной справедливости;

- организация информационного обеспечения органов военного управления, объективного и оперативного информирования личного состава, государственно-правовой подготовки;

- изучение общественно-политической обстановки в районах дислокации войск, установление и развитие связей с местными представительными и исполнительными органами, общественными организациями, творческими союзами, национально-культурными центрами, религиозными конфессиями для решения задач, стоящих перед войсками;

- организация культурного обслуживания и досуга личного состава в воинских частях;

- руководство военными средствами массовой информации, взаимодействие с государственными и иными средствами массовой информации;

- обобщение и внедрение в практику передового опыта по повышению боевой и мобилизационной готовности, качества боевой и государственно-правовой подготовки, по коренному укреплению воинской дисциплины, воспитательной и социально-правовой работы передовых воинских частей и соединений Вооруженных Сил Республики Казахстан и дружественных армий, проведение совместных научно-технических и практических конференций, семинаров, совместное издание военно-научных трудов, методических материалов и пособий;

- участие в проведении кадровой политики, расстановке и обучении военных кадров практике работы по коренному укреплению воинской дисциплины;

- организация военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации допризывной и призывной молодежи.

2 учебный вопрос: Особенности воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и законности в подразделении. Формы и методы работы.

Деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины оценивается, исходя из результатов воздействия на формирование у личного состава мировоззрения, основанного на принципах независимой казахстанской государственности и патриотизма, демократического общественного и социально-экономического развития, осознанного понимания и добросовестного исполнения положений Конституции, действующего законодательства, указов и постановлений Президента, правительства Республики Казахстан, приказов Министра обороны, командиров и начальников, требований общевоинских уставов.

При оценке воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины учитываются:

- уровень моральной и психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий по защите интересов Республики Казахстан;

- последовательность и действенность проводимых мероприятий по привитию личному составу гордости за службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, обеспечению их высокой боевой и мобилизационной готовности, соблюдению постоянной бдительности, повышению уровня профессионального мастерства;

- способность командиров и начальников управлять учебно-воспитательным процессом, проводить его с учетом личностных качеств подчиненных;

- состояние воспитательной работы, масштабы распространения явлений, снижающих морально-боевые качества личного состава таких, как наркомания, пьянство, неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и др.;

- соответствие уровня организации воспитания личного состава требованиям приказов и директив Министра обороны Республики Казахстан, Председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан, регламентирующих воспитательную работу по коренному укреплению воинской дисциплины;

- авторитет и личная примерность офицерского состава;

- направленность и эффективность проводимой работы по воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих в духе казахстанского патриотизма, преданности своему Отечеству, готовности к вооруженной защите его суверенитета и территориальной целостности;

- комплексный подход в воспитательной работе, ее наполнение мероприятиями, актуальными по содержанию, учитывающими общественно-политические события, динамику служебной деятельности, особенности предназначения видов, войск регионального командования, родов войск Вооруженных Сил;

- соответствие практики воспитательного процесса предъявляемым требованиям, уровню и эффективности его планирования, организующей роли командиров, органов воспитательной и социально-правовой работы в реализации намеченных мероприятий, привлечении к их проведению структурных подразделений управленческих аппаратов и конкретных должностных лиц;

- соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в воинских коллективах целям и задачам воспитательной работы;

- степень соответствия результатов воспитательного воздействия его целям, морально-психологическим качествам, действиям и поступкам военнослужащих;

- степень информированности личного состава, понимание им целей и задач Вооруженных Сил Республики Казахстан;

- действенность проводимой работы по воспитанию у личного состава культуры межнационального общения, нетерпимости к любым проявлениям национализма, национального нигилизма, укреплению гуманных и равноправных межличностных взаимоотношений;

- наличие случаев гибели людей по вине военнослужащих части;

- отношение военнослужащих к исполнению служебных обязанностей;

- сплоченность воинских коллективов, наличие искривлений дисциплинарной практики, социальных, религиозных разногласий;

- наличие и устойчивость здоровых воинских традиций, их влияние на уклад службы и жизнедеятельность воинских коллективов;

- регулярность проведения мероприятий по повышению правовой культуры, уважения к конституционным и законодательным нормам;

- состояние работы по военно-патриотическому воспитанию, поддержанию деловых взаимоотношений с местными представительными и исполнительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, использование их возможностей для разъяснения государственной военной политики, формирования общественного мнения в интересах повышения престижа военной службы;

- эффективность практики нравственно-эстетического воспитания военнослужащих в духе глубокого уважения исторического и культурного наследия, моральных ценностей, общепринятых народных обычаев и традиций;

- систематичность и разнообразие культурно-массовой работы по гармоничному развитию личного состава, наличие организованного самодеятельного, кружкового творчества;

- применение и поддержание в исправном состоянии технических средств воспитания;

- функционирование культурно-просветительских и информационно-воспитательных учреждений, стенной печати, средств наглядной агитации и информации.

Оценка воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины проводится по двухбалльной системе:

I. – Удовлетворительно (обеспечивает решение задач, поставленных перед видом ВС РК, Войсками региональных командований, родом войск, соединением, частью, подразделением, учреждением).

II. – Неудовлетворительно (не обеспечивает решение задач, поставленных перед видом ВС РК, Войсками региональных командований, родом войск, соединением, частью, подразделением, учреждением).

Инструкция о порядке учета, анализа и подведения итогов состояния воинской дисциплины (приложение к приказу МО РК № 21 от 09.02.1998 г.)

В данной инструкции определяется:

- порядок учета преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков;

- порядок анализа и проведения итогов состояния воинской дисциплины;

- порядок предоставления донесений и докладов о преступлениях, происшествиях и грубых дисциплинарных проступках.

При организации сбора и систематизации данных о состоянии воинской дисциплины и службы войск необходимо обращать на их объективность, полноту и правильную квалификацию происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины.

Происшествие – событие, повлекшее несчастный случай (гибель, увечье или получение травмы), причинение существенного материального ущерба или другие тяжкие последствия при отсутствии состава преступления в действиях военнослужащих.

Преступление – общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на государственный строй, государственную, общественную собственность и военное имущество, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на установленный законами правопорядок, общественно-опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом РК.

К грубым дисциплинарным проступкам относятся:

а) нарушение порядка прохождения военной службы:

- самовольное оставление части или места службы продолжительностью менее 2-х суток;

- неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью менее 2-х суток;

- злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, совершенные без корыстной или личной заинтересованности (из ложно понятых интересов службы) и не причинившие существенного вреда.

б) нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

- оскорбление, пререкание, грубость подчиненных по отношению к начальнику вне связи с исполнением обязанностей военной службы;

- оскорбление начальником подчиненного, не связанное с исполнением обязанностей по службе;

- неуставные взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, не связанные с насилием, унижением чести и достоинства, издевательствами.

в) нарушение правил несения караульной (боевой, вахтенной), внутренней службы и дежурства на объектах связи, не повлекшее вредных последствий:

- нарушение правил несения караульной (боевой) боевой службы: сон на посту; самовольный уход с поста, места несения боевой службы; самовольный уход из караульного помещения; смена часовых в отсутствии начальника караула (помощника, разводящего); допуск на пост (место службы), в караульное помещение, специального транспорта, посторонних лиц;

- нарушение пропускного режима;

- случайный выстрел, бесцельная стрельба;

- передача другому лицу оружия, оставление оружия;

- нарушение правил несения вахтенной службы.

г) нарушение правил внутренней службы:

- пропуск на территорию части (подразделения) посторонних лиц;

- непринятие мер по обеспечению сохранности оружия, безопасности помещения и личных вещей;

- выдача оружия, боеприпасов без разрешения командира;

- самовольный уход дневального, дежурного с поста, из подразделения;

- сон дневального, дежурного на посту или в не установленное время;

- выпуск машины из парка (подразделения) без надлежащего разрешения.

д) нарушение правил дежурства на объектах связи первой категории;

- нарушение безопасности связи второй категории;

- допуск на объект (пост) связи посторонних лиц;

- самовольный уход с объекта (поста) связи;

- сон на посту или в не установленное время.

е) халатное отношение к службе, неисполнение приказа:

- укрытие от учета дисциплинарных проступков и других нарушений воинской дисциплины;

- неисполнение приказа;

- обман командира (начальника);

- другие правонарушения, по которым вынесены постановления о прекращении уголовных дел;

- разглашение сведений, не подлежащих оглашению, и не являющихся государственной или военной тайной.

ж) утрата военного имущества:

- продажа, залог, передача выданных военнослужащему срочной службы предметов обмундирования или снаряжения;

- утрата предметов обмундирования или снаряжения, вследствие нарушения правил их сбережения;

- порча предметов обмундирования или снаряжения, вследствие нарушения правил их сбережения.

з) употребление военнослужащими наркотических веществ:

- содержащихся в медицинских препаратах;

- содержащихся в растениях.

и) употребление военнослужащими спиртных напитков и токсических веществ:

- употребление спиртных напитков;

- употребление токсических веществ.

Подведение итогов состояния воинской дисциплины проводится командирами подразделений с участием старших начальников:

- в отделениях – ежедневно;

- во взводах, отдельных командах – еженедельно;

- в ротах – ежемесячно.

Оценка состояния воинской дисциплины проводится по трехбалльной системе – «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Хорошо», если ее состояние обеспечивает поддержание боевой готовности, качественное выполнение служебно-боевых задач, служба войск и повседневная жизнь организована и осуществляется в соответствии с уставными требованиями, не допущено преступлений и происшествий.

«Удовлетворительно», если допущенные правонарушения не носили групповой характер, не привели к снижению боевой готовности, срыву учебно-боевых задач.

«Неудовлетворительно», если состояние правопорядка существенно снижает боевую готовность, качество выполнения служебно-боевых задач, служба войск осуществляется с грубыми нарушениями уставных требований, в воинских коллективах царит круговая порука.

Вывод по теме: Дисциплина придает организованность и мобильность Вооруженным Силам Республики Казахстан, обеспечивая постоянную готовность к немедленным и решительным боевым действиям.

На основе крепкой воинской дисциплины достигается готовность и непрерывность управления подразделениями и частями, у воинов формируются высокие морально-психологические и боевые качества.

Задание на самоподготовку:

- изучить Постановление Президента Республики Казахстан от 23.11.1994 года.

- Приказ Министра обороны Республики Казахстан № 771 от 8.10.2010 г.

- Концепцию воспитательной работы по коренному укреплению воинской дисциплины 2002 г.

- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, других войск и воинских формировании Республики Казахстан ст. 1-10 2007 г.

Методическую разработку разработал

подполковник запаса А. Кажимов

Утверждаю

Начальник военной кафедры КУАМ

полковник запаса Р. Кадыров

«____» _________ 201 год

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения семинарского занятия

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Тема №11. «Воспитательная работа по укреплению воинской дисциплины и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие№3. Воспитательная работа по укреплению воинской дисциплины и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить требования законов РК, руководящих документов к состоянию воинской дисциплины, уставного порядка и законности в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2.Научить студентов практике работы в воинском коллективе.

3.Воспитать у студентов высокие профессиональные качества

Метод: семинарское занятие

Время: 2 часа

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., УП РК от 11.10.2011г. №161

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996, стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5.Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Постановление Президента Республики Казахстан «О мерах по укреплению воинской дисциплины и усилению борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 23.11.1994 года

7.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, др. войск и воинских формировании Республики Казахстан. 2007 г.

8.Приказ Министра Обороны Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан в свете требований Президента страны – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан №771 от 8.10.2010 года.

9.Концепция о коренном укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Казахстан 2002 г.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, слайды, плакаты по ВиСПР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: