Дисциплины. «Теория и история культуры»

«Теория и история культуры»

Одобрена Утверждена

кафедрой заместителем

директора по НМР

_________ ________________

«___»____________2000 г. «___»_________2000 г.

Москва, 2000 г.

Составлена в соответствии с Государственными

требованиями к минимуму содержания и

уровню подготовки выпускника

высшей школы по специальностям:

0302 «Русский язык и литература»,

0303 «Иностранный язык».

Составитель программы: Кандидат педагогических наук Медведь Э.И.

1.ПОЯСНЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта. Ее содержание полностью включает содержательные требования Госстандарта. При рассмотрении теоретических вопросов теории и истории культуры программа курса опирается на труды видных зарубежных и российских ученых, специалистов.

Важнейшая особенность программы курса «Теория и история культуры» состоит в том, что она построена на основе сравнительного анализа развития культуры Западной, Восточной и Отечественной. При этом выясняются их общие основы и характерные особенности. Такой подход позволяет студентам глубже осмыслить феномен каждого типа культуры, в том числе художественной. Характерно также, что история художественной культуры рассматривается в ее последовательном развитии, включая древнеантичную, византийскую, средневекавую, нового времени и современную.

Основными целями изучения студентами курса «Теория и история культуры» программа ставит:

· глубокое познание и осмысление теории и истории культуры, ее специфические особенности;

· формирование культурологического сознания и культурологического мышления;

· общегуманитарная, мировоззренческая подготовка;

· повышение общей культуры;

· привитие будущим учителям навыков мировой культуры в воспитании учащихся школ.

В результате изучения курса «Теория и история культуры» студенты должны получить знания о понятии культурологии, типологии, функции культуры. Должны познать основные этапы исторического развития духовной, художественной культуры с древней западной и отечественной до современного общества. Особенно глубокие знания требуются от студентов по проблемам основных концепций истории отечественной духовной и художественной культуры, ее специфических особенностей, основных этапов развития и роли во взаимоотношениях с другими национальными культурологическими течениями.

По окончании изучения «Теории и истории культуры» студенты должны:

· владеть основными понятиями теории и истории культуры, а также современными представлениями о социально-культурологических явлениях и процессах, проблемах взаимодействия культуры и общества, культуры и личности, культуры и природы;

· уметь анализировать историческое многообразие культур, их типов, форм, художественных стилей, обосновать особенности их развития;

· определять роль этнических и национальных факторов в эволюции художественной культуры;

· обладать педагогическими навыками организации культурологического воспитания школьников;

· приобрести умения активно утверждать высшие идеалы и ценности мировой и отечественной художественной культуры.

Проверка знаний, умений и навыков студентов осуществляется на текущих практических занятиях, на зачете 1 семестра и итоговом экзамене- спец. 0302 (дифференцированном зачете – спец.0303) за весь курс в конце учебного года.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0303

Наименование предмета Содержание разделов и тем Макси-мальная Нагрузка Студентов Само- стоят. работа Всего Ауди- торных часов Лек-ции Прак. Занят.
             
Теория и История Культуры 1 семестр
Раздел 1. Теория культуры Тема 1. Исходное значение термина «культура»          
Тема 2.Характеристика современных культурологических теорий          
Тема 3.Почему идеи О.Шпенглера оказали значительное влияние на развитие культурологии?          
Тема 4.Характеристика культурологи-ческого аспекта учения М.Вебера          
Тема 5.Основные сферы и сущность культуры          
Тема 6. Функции культуры          
Тема 7.Что такое «массовая культура»?          
Раздел 2. История культуры Тема 1.Основные идеи мыслителей XIX-XX вв.об исторических типах культуры          
Тема 2.Построение типологии мировой культуры          
Тема 3. Историческое значение и культурный смысл позднего палеолита          
Тема 4. Миф, мифосознание          
Тема 5.Основные символы культуры Древнего Египта (Древнее царство, Сред-нее царство, Новое царство. Религиозная реформа Эхнатона. Литература и театр)          
Тема 6.Основные исторические периоды культуры Древней Греции (Крито-Ми-кенский. Гомеровский. Архаика. Клас-сический период. Эллинизм. Вазопись)          
  Тема 7. Исторические особенности культуры Древнего Рима (Искусство Республики. Искусство Империи. Искусство поздней Имиерии)          
  Тема 8.Как возникло Христианство и в чем его сущность как явления культуры?          
             
  Тема 9.Происхождение и основные этапы византийской культуры (Раннехристиан-ская культура Восточной римской импе-рии. Искусство Византии при Юстиниане Великом. «МакедонскоеВозрожде-ние».Правление Комнинов. «Палеологовский Ренессанс»).          
Тема 10.В чем средневековый человек видел смысл своей жизни, какие ценности определяли ее?          
Тема 11. Каковы основные черты духовной культуры Средних веков?          
Тема 12. Какова роль календаря в культуре разных народов?          
Тема 13. Что такое «катарсис»?          
Тема 14.Чем отллчается картина от иконы?          
Тема 15. Что представляет собой романский стиль в ис-кусстве? Как можно охарак-теризовать готический стиль?          
Тема 16.Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения?          
Тема 17. Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и на севере Европы?          
Тема 18.. Когда в искусстве появляется жанр пейзажа?          
Тема 19. Когда появляется жанр оперы? Как складывается судьба светской музыки?          
Тема 20. Влияние идей Реформации и протестантизма на развитие западной – европейской культуры          
Всего          
2 семестр
Тема 21. Особенности европейской культуры XVII века.          
Тема 22.. В чем суть идеологии Просвещения?          
Тема 23. В чем состоит своеобразие немецкого Просвещения?          
Тема 24. Каковы основные направ-ления в художественной культуре Нового времени?          
Тема 25. Что собой представляет романтизм как тип культуры?          
Тема 26.. Каковы основные направления в культуре декаданса?          
Тема 27.. Что такое модернизм?          
Тема 28. Что такое постмодерн?          
           
Раздел 3. Тема 1. Как характеризовал русскую культуру Н.А.Бердяев?          
Тема 2. Какова роль христианизации Руси для становления отечественной культуры?          
Тема 3. Какую роль сыграл церковный раскол в истории русской культуры?          
Тема 4. Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I?          
Тема 5. Каковы характерные черты Просвещения в России?          
Тема 6. В чем своеобразие культурной эпохи Екатерины II?          
Тема 7. В чем истоки зрелищного искусства в культуре XVIII-XX веков?          
Тема8. Как можно охарактеризовать «золотой век» русской культуры?          
Тема 9. Чем характеризуется «серебряный век» русской культуры?          
Тема 10. Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры.          
    Всего        

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0302

Наименование предмета Содержание разделов и тем Макси-мальная нагрузка студентов Само- стоят. работа Всего Ауди- торных часов Лек-ции Прак. Занят.
             
Теория и История Культуры 1 семестр
Раздел 1. Теория культуры Тема 1. Исходное значение термина «культура»          
Тема 2.Характеристика современных культурологических теорий          
Тема 3.Почему идеи О.Шпенглера оказали значительное влияние на развитие культурологии?          
Тема 4.Характеристика культурологи-ческого аспекта учения М.Вебера          
Тема 5.Основные сферы и сущность культуры          
Тема 6. Функции культуры          
Тема 7.Что такое «массовая культура»?          
Раздел 2. История культуры Тема 1.Основные идеи мыслителей XIX-XX вв.об исторических типах культуры          
Тема 2.Построение типологии мировой культуры          
Тема 3. Историческое значение и культурный смысл позднего палеолита          
Тема 4. Миф, мифосознание          
Тема 5.Основные символы культуры Древнего Египта (Древнее царство, Сред-нее царство, Новое царство. Религиозная реформа Эхнатона. Литература и театр)          
Тема 6.Основные исторические периоды культуры Древней Греции (Крито-Ми-кенский. Гомеровский. Архаика. Клас-сический период. Эллинизм. Вазопись)          
Тема 7. Исторические особенности культуры Древнего Рима (Искусство Республики. Искусство Империи. Искусство поздней Имиерии)          
Тема 8.Как возникло Христианство и в чем его сущность как явления культуры?          
             
  Тема 9.Происхождение и основные этапы византийской культуры (Раннехристиан-ская культура Восточной римской импе-рии. Искусство Византии при Юстиниане Великом. «МакедонскоеВозрожде-ние».Правление Комнинов. «Палеологовский Ренессанс»).          
Тема 10.В чем средневековый человек видел смысл своей жизни, какие ценности определяли ее?          
Тема 11. Каковы основные черты духовной культуры Средних веков?          
Тема 12. Какова роль календаря в культуре разных народов?          
Тема 13. Что такое «катарсис»?          
Тема 14.Чем отллчается картина от иконы?          
Тема 15. Что представляет собой романский стиль в ис-кусстве? Как можно охарак-теризовать готический стиль?          
Тема 16.Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения?          
Тема 17. Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и на севере Европы?          
Тема 18.. Когда в искусстве появляется жанр пейзажа?          
Тема 19. Когда появляется жанр оперы? Как складывается судьба светской музыки?          
Тема 20. Влияние идей Реформации и протестантизма на развитие западной – европейской культуры          
Всего          
2 семестр
Тема 21. Особенности европейской культуры XVII века.          
Тема 22.. В чем суть идеологии Просвещения?          
Тема 23. В чем состоит своеобразие немецкого Просвещения?          
Тема 24. Каковы основные направ-ления в художественной культуре Нового времени?          
Тема 25. Что собой представляет романтизм как тип культуры?          
Тема 26.. Каковы основные направления в культуре декаданса?          
Тема 27.. Что такое модернизм?          
Тема 28. Что такое постмодерн?          
             
  Раздел 3. Тема 1. Как характеризовал русскую культуру Н.А.Бердяев?          
Тема 2. Какова роль христианизации Руси для становления отечественной культуры?          
Тема 3. Какую роль сыграл церковный раскол в истории русской культуры?          
Тема 4. Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I?          
Тема 5. Каковы характерные черты Просвещения в России?          
Тема 6. В чем своеобразие культурной эпохи Екатерины II?          
Тема 7. В чем истоки зрелищного искусства в культуре XVIII-XX веков?          
Тема8. Как можно охарактеризовать «золотой век» русской культуры?          
Тема 9. Чем характеризуется «серебряный век» русской культуры?          
Тема 10. Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры.          
  Всего        

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Введение

Требование Государственного образовательного стандарта по культурологической подготовке студентов. Концептуальные основы, проблемы и задачи учебного курса «Теория и история культуры». Порядок его аудиторного изучения. Организация самостоятельной работы студентов по изучению учебного курса. Источники и литература по теории и истории культуры.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Исходное значение термина «культура»

Происхождение термина «культура». Различное значение термина «культура». Понятие «культура». Основные цели культуры античного человека.

Тема 2. Характеристика современных культурологических теорий

Общая характеристика современных культурологических теорий. Современные теории О.Шпенглера. А.Тойнби о многообразии форм социальной организации человечества. Н.Я. Данилевский о проблемах исторического разнообразия культур и различия их внутреннего содержания. Современное понимание культуры как осознание кризиса культуры. Й.Хейзинг об игровой теории культуры. Теория архетипов культуры, принадлежащая К.Юнгу.

Тема 3. Почему идеи О.Шпенглера оказали значительное влияние на развитие культурологии?

Книга «Закат Европы» О.Шпенглера о неизбежной гибели современной западной культуры. Всемирная история (по Шпенглеру) - восемь великих культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, майя, западноевропейская. Культурологическая концепция Шпенглера в тенденции отхода от классической философии, стремление к «философии жизни» в единстве с идеей построения «морфологии всемирной истории».

Тема 4. Характеристика культурологического аспекта учения М.Вебера

Историческая концепция М.Вебера «Понимающая социология». Рационализация –всемирно-исторический процесс, образ мышления людей и жизни в целом. Задача человека, по Веберу, «связать» небо и землю, придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей. Задача исследователя – сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, дать причинное объяснение его возникновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: