Рыночные механизмы регулирования в сфере управления МКД существующие на сегодня:
- нелегитимность вида деятельности по управлению МКД - нет понятия, нет вида экономической деятельности;
- «нездоровая» конкуренция - фирмы «однодневки» с использованием административного ресурса и отсутствие критериев оценки деятельности;
- камуфлирование доходности - доходы от деятельности загоняются в подрядный и субподрядный сегмент;
- взаимоотношения между УК и ремонтными строительными организациями (РСО) запрограммированы на убыточность УК - риски недосбора платежей за коммунальные услуги ложатся на УО;
- недофинансирование капитального ремонта МКД - непринято решение по исполнению/отмене ст.16 Закона РФ о приватизации;
- избыточный контроль за деятельностью УК - нормативная база предусматривает нормы излишнего контроля за деятельностью управляющей организации (УО) и недостаточной ответственности собственников жилого дома.
В итоге получается, что существующие рыночные механизмы не создают условия для прозрачности бизнеса, что не делает отрасль ЖКХ инвестиционно привлекательной.
Отсюда вытекают следующие последствия:
Деятельность участников рынка не прозрачна. По данным Фонда ЖКХ УК скрывают экономические показатели деятельности (чистые активы, доходы от управления, объем средств на ремонт);
Деятельность УК убыточна. Взаимоотношения между УК и РСО строятся на невыгодных для УК условиях;
Взаимодействие с собственниками неэффективно. Степень самоорганизации собственников жилья не увеличивается;
В результате происходит ухудшение состояния жилого фонда. 39,5% - средний износ жилищного фонда.
Результат - полноценный рынок управления МКД, на фоне наличия проблем в отрасли, не формируется.
Как должно быть на рынке управления многоквартирными домами, чтобы достичь безубыточности в этой деятельности на основе честной конкуренции, достаточного государственного контроля и ответственности со стороны собственников?:
- Деятельность по управлению должна быть легитимизирована и профессиональна;
- Должна быть взаимная ответственность участников рынка, в т.ч. собственников;
- Деятельность участников рынка – прозрачна;
- Собственники, активно принимающие участие в содержании жилого фонда;
- Санация. Должна заработать практика рыночных слияний и поглощений;
- Паритетные взаимоотношения с контрагентами;
- «Здоровая» конкуренция;
В связи с изложенным, для формирования рынка управления многоквартирными домами доктор экономических наук Бижанов А.Х. предлагает:
- Развивать механизмы ответственности собственников;
- Создавать условия для формирования инвестиционной привлекательности отрасли;
- Минимизировать убытки УК;
- Активизировать эффективность взаимоотношения УК с собственниками;
- Создавать условия для «здоровой» конкуренции;
- Легитимизировать деятельность управления многоквартирными домами.
Отладку систем отношений и ценностей в сфере ЖКХ Бижанов А.Х. видит в проведении стандартизации управления многоквартирными домами.