Как правило, подростковый период определяют следующим образом: от 12-16 лет, первый юношеский период - старшеклассники — 14-17 лет

К психологическим особенностям раннего подросткового периода относят: кризисный возраст, повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, период социального созревания личности, формирование отношения к себе как к члену общества, стремление найти свое место среди сверстников, мнение товарищей имеет большее значение, чем оценки учителей, родителей, максимальная подверженность влиянию группы, ее ценностям, непонимание родителей, проблемы с учителями, тревога, беспокойство, дискомфорт, закрытость, нежелание говорить о себе, отношения с окружающим миром спонтанные, неконструктивные, характерно использование ненормативной лексики как способ преодоления социальных запретов, отрицание критики в свой адрес, действие наперекор, чрезмерная самостоятельность.

В этом возрасте на поведенческие особенности подростков влияние оказывают и физиологические изменения, которые имеют характерные особенности, так у девочек начинается достаточно бурное формирование вторичных половых признаков, рост костного скелета, замедление формирования мышечной массы, начало менструального цикла, сопровождающееся болями в области живота повышенная эмоциональность, нередко сопровождающаяся истериками. У мальчиков происходят не менее сильные изменения, их часто бросает то в жар, то в холод, у них недостаточно развиты легкие, сердце, поэтому им нельзя применять высокие физические нагрузки, конечно, встречаются мальчики-акселераты, но и их не следует нагружать повышенной физической нагрузкой, так как рост внутренних органов и рост скелете – не равномерны, отставание в развитии от девочек примерно на 2 года.

К педагогическим рекомендациям по организации досуговой деятельности для этого возраста относят следующие: основной упор делать на коллективные игры (различные для мальчиков и девочек), вовлекать ребят в общественно полезную деятельность, давать детям важные поручения, воздействовать на воспитанников через друзей, на примере собственных проблем (порой выдуманных), демонстрацию разных вариантов поведения и его результатов, использование общего энтузиазма при выполнении различного рода занятий, предлагать мальчикам вечерние дозированные нагрузки, постараться стать для детей лидером, учитывать, что дети развиваются по-разному: одни уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть, отношение к ним должно быть индивидуальное

Формы работы с подростками: Во многих КДУ основной формой работы в кружках и студиях является, прежде всего, образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Задачей юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель становится, прежде всего, педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью.

В КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности: Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали). Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры) Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами). Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера). Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: