Инновационными методами обучения в высшей школе сегодня признаются суггестивные методы, методы театрализации, аудиовизуальные методы и др

Использование суггестивных техник в образовании

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры - методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание 'погружения' мы находим у Р.М.Грановской. Под 'погружением' она понимает 'активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры', причем под понятиями 'погружение' и 'суггестопедия' она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, 'метод погружения в значительной мере опирается на внушение'. Следует вспомнить, что 'внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта'. Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. 'Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения'.

Аудиовидеодемонстрация. Это новый метод обучения. Стал использоваться в учебно-воспитательном процессе вуза с появлением телевидения, созданием в вузах теле- и киноцентров или других аналогичных подразделений. Назначение метода состоит в передаче необходимой учебной информации путем показа соответствующих объектов, процессов, действий, сопровождающегося конкретными научными комментариями. Аудиовидеодемонстрация используется во время лекции, семинарского или практического занятия с целью повышения восприятия и осмысления учебного материала, активизации студентов, развития аналитического мышления. Данный метод обладает высокой эффективностью, но пока используется недостаточно широко из-за неразвитости учебно-технической базы вузов.

Видеолента. Цель метода - помочь студентам увидеть себя, свою учебную деятельность, свои действия, по возможности не только учебного, но и профессионального характера, со стороны. Но для этого необходимо сделать запись, фиксацию учебного фрагмента, педагогической практики и воспроизвести с помощью видеокамеры или видеомагнитофона. Затем студент самостоятельно просматривает на телеэкране и анализирует эти фрагменты, решая, как надо или как не надо действовать.

Данный метод привлекает внимание потому, что студент как бы отделяет события на телеэкране и субъектов этих событий от себя, анализирует их со стороны «чужим взглядом». Причем просмотр видеоленты, а затем и анализ могут повториться. В случае затруднения студент обращается за консультацией к преподавателю. Метод создает возможность максимальной адаптации к индивидуально-типологическим особенностям студента. Но использовать его удается не столь часто из-за отсутствия необходимого оборудования.

Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный нам термин "контроль в учебном процессе", в смысле прояснения всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точного определения результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. В последнее время в педагогической литературе категорию "диагностирование обученности" рассматривают как последствия достигнутых результатов обучаемости [45]. Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Последняя, преимущественно, лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками высшей школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее но сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества - категорическим определением успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимущества и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей” (А.И. Кочетов).

В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты:

1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность.

На наш взгляд, под педагогической диагностикой следует понимать распознавание и учет индивидуальных и групповых особенностей участников образовательного процесса, а также его условий, содержания и результативности. ПД в вузе целесообразно проводить на всех этапах образовательного процесса, подразумевая под этим прежде всего анализ и оценку уровня обученности, воспитанности, личностного развития и подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.

В качестве структурных компонентов педагогических систем, как правило, выделяются: 1) педагогическая цель; 2) учебная и научная информация, ради усвоения которой создается система; 3) средства педагогической коммуникации; 4) учащиеся, испытывающие потребность в образовании; 5) педагоги, наряду с прочим, "вооруженные психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия" [2, с. 11-12].

В конкретной педагогической системе в процессе достижения поставленных целей эти компоненты вступают в сложные взаимодействия, образуя функциональные компоненты, обусловливающие специфику, особенности педагогических систем. Принято выделять пять функциональных компонентов педагогических систем: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Системе ПД в высшей школе присущи особенности, связанные с их проявлениями в условиях вуза. Они обусловлены следующими факторами: спецификой учебного заведения, формами обучения, содержанием, организацией, средствами, условиями, функциями и задачами образовательного процесса как в целом в высшей школе, так и в конкретном вузе. Следует отметить, что ПД отличается от традиционных процедур проверки, контроля и оценки содержательной, организационной и методической целостностью диагностической деятельности, комплексностью компонентов, относительной самостоятельностью в рамках образовательного процесса.

ПД как отрасль знаний и сфера практической деятельности наиболее тесно связана с психодиагностикой и педагогической прогностикой. Но если психодиагностика стремится оценить психику человека, личность, социально-психологические явления, то ПД направлена на результаты формирования личности - подготовленность, воспитанность, обученность и т.д., на поиск причин этих результатов и характеристику целостной педагогической системы. ПД отличается и от педагогической прогностики, помогая педагогу решать задачи на основе характеристики не будущего (как в прогностике), а настоящего, актуального состояния явлений и процессов педагогической практики.

По нашему мнению, в соответствии со спецификой в системе ПД в высшей школе следует выделить:

а) в группе структурных компонентов: цель; педагогический диагноз; методы; объекты; субъекты;

б) в группе функциональных компонентов: задачи; действия и операции; функции; виды.

Методы ПД. В зависимости от назначения (решаемых задач) они подразделяются на следующие группы.

1. Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный - беседа, интервью; письменный - анкетирование, тестирование); эксперимент (естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий), анализ результатов деятельности. Их использование позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение уровня их развития.

2. Методы оценивания диагностической информации: статистические (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), шкалирование, рейтинговое оценивание, обработка диагностической информации и т.д

3. Методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные ПД представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и сформированности навыков и умений; о степени профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в вузе и его подразделениях.

Заключения могут быть представлены в следующих основных формах: а) текстовых: характеристики, аттестации, отзывы, отчеты, протоколы, рекомендации, журналы учета успеваемости, педагогические дневники, личные дела, заключения; б) графических: статистические таблицы, диаграммы, различные профили, модели, графики, карты оценки личности, социограммы; в) компьютерных: базы данных, результаты обработки тестов и т.д.

4. Методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.

5. Методы оценки достоверности результатов диагностики: экспертный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Объекты ПД. На наш взгляд, их следует подразделить на две группы: объекты процессуального плана и объекты личностного плана. К первым необходимо отнести образовательный процесс в целом; его составные части - обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка; используемые формы, методы, виды, способы, приемы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки; условия протекания образовательного процесса. Под вторыми мы подразумеваем участников педагогического процесса: учебные и педагогические коллективы, обучающихся.

Цель ПД конкретизируется в задачах - познавательных и преобразовательных. К первому их типу относятся такие: определение уровня обученности, воспитанности, развития, психологической подготовки обучающихся (абитуриентов, студентов, выпускников), результативности и эффективности образовательного процесса и его компонентов в вузе; определение на основе анализа и оценки выявленной информации (сформированного педагогического диагноза) целесообразных педагогических воздействий. Ко второму типу относятся следующие: повышение эффективности процессов обучения, воспитания, развития, психологической подготовки специалистов; повышение эффективности образовательного процесса в вузе в результате осуществления педагогических воздействий (преобразований) на основе распознанной информации об участниках образовательного процесса.

Достижение намеченных результатов в процессе решения задач обеспечивает реализацию функций системы ПД, которые определяют отношения и проявления объектов и явлений образовательного процесса. Основными функциями являются:

* анализирующая - * контрольно-оценивающая

* объясняющая -

* информационная

* интегрирующая -

* прогностическая –

* предписывающая - обоснование и определение путей педагогического воздействия на диагностируемый объект;

* формирующая - осуществление педагогических воздействий в процессе диагностики и по ее результатам;

* обратной связи - оценка качества, эффективности диагностики и ее коррекция после получения и анализа информации о результатах диагностики и проведенных на ее основе педагогических действий;

* побуждения к самосовершенствованию (восприятие и осмысление результатов диагностики способствуют стремлению участников образовательного процесса к самообразованию, самовоспитанию).

Важным функциональным компонентом системы ПД являются виды (направления) педагогической диагностики, такие, как:

* предварительная ПД

* оперативная,

* контрольная,

* повседневная (текущая

* итоговая

* исследовательская

. Таким образом, она представляет собой целостную совокупность структурных (цель, педагогический диагноз, методы, объекты, субъекты диагностики) и функциональных компонентов (задачи; действия и операции; функции; виды), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивающих достижение педагогических целей и результативности образовательного процесса на основе распознавания и учета индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников данного процесса и его компонентов.

1. Цели контроля в вузе:

- текущий контроль

а) диагностическая функция – определяет уровень студентов, дифференцирует на успевающих и отстающих;

б) обучающая функция – служит стимулом для своевременного изучения материала и выполнения заданий;

в ) воспитательная функция – выявляет существующие пробелы, направляет и указывает на необходимость совершенствования, мотивирует непрерывный процесс обучения.

- рубежный контроль

а) диагностическая – проверка уровня знаний по всем пройденным за данный период времени темам каждого студента, выявляет возможность студента переходить к следующей теме;

б) обучающая – является основой для повторения пройденного материала и активации знаний в памяти;

в) воспитательная – формирует представление студентов о собственном уровне знаний, мотивирует дальнейший процесс обучения;

- итоговый контроль

а) диагностическая – позволяет определить уровень знаний студентов дисциплины в целом;

б) обучающая – является основой для повторения пройденного материала и активации знаний в памяти (совпадает с рубежным контролем);

в) воспитательная – дает студенту и преподавателю представление о способностях и возможностях обобщения пройденного материала, служит примером, на котором студент учится ошибкам для того, чтобы не повторять их в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: