Статья 56. Государственные общеобязательные стандарты образования

1. В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования к:

1) содержанию образования;

2) максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;

3) уровню подготовки обучающихся.

2. Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования независимо от форм собственности, типов и видов.

РАЗРАБОТКА госстандартов ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАЗАХСТАНА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ИСКАЛИСЬ ОТВЕТЫ -ЭТО СООТНОШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИО-ГУМАНИТАРНОГО БЛОКОВ, ДОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИХ ИЗУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ГОССТАНДАРТОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ НЕ БЫЛ УДАЧНЫМ, ПОЭТОМУ СЕЙЧАС РАЗРАБОТАНЫ И УЖЕ ВНЕДРЕНЫ ГОССТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ, НО ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

СОЗДАНИЕ ГОССТАНДАРТОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ МЕРА. В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА БЫЛА ХАРАКТЕРНА ФОРМУЛА ОБРАЗОВАНИЯ: ЗНАТЬ ВСЕ О НЕМНОГОМ И НЕМНОГО - ОБО ВСЕМ. СЕГОДНЯ ПОДХОДЫ ИЗМЕНИЛИСЬ: ЗНАТЬ О СУЩНОСТИ ВСЕГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ НОВУЮ СУЩНОСТЬ. СУЩНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРЕДПОЛАГАЕТ СИНТЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

Содержание профессиональной подготовки специалистов отражено в следующих программных документах:

· Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;

· образовательном стандарте национально-регионального (вузовского) компонента;

· учебных планах по конкретным специальностям;

· учебных программах отдельных дисциплин.

Стандарт (от лат. standart — норма, образец) — в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлена с ними других подобных объектов. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:

· установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;

· повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педа­гогических технологий, средств и методов обучения;

· обеспечить конвертируемость профессионального образования внут­ри государства и за его пределами;

· упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учеб­ных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профес­сиональном образовании;

· установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.

Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный [7].

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.

В англоязычных университетах syllabus [1]означает план курса, курсовую папку. В силлабус входит описание целей курса, требований, система оценивания, темы, задания.

Каталог от лат

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением

необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются МОН РК и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы

Рабочая учебная программа представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Рабочая учебная программа формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин специальности, устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Основное содержание образования, определяемое программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для учащихся.

Рабочие учебные программы составляются кафедрами по единым правилам, установленным в ДВГУ, по всем дисциплинам, включенным в рабочий учебный план на основе действующих типовых учебных программ и ежегодно пересматриваются. Программы хранятся на кафедрах и в учебно-методическом управлении.

Программы утверждаются учеными советами институтов (факультетов), по желанию автора регистрируются как методические указания (в соответствии с установленными требованиями) в издательстве ДВГУ, для соблюдения авторских прав.

Межфакультетские кафедры или кафедры, читающие дисциплины на иных факультетах, должны утвердить программы курсов на институтском (факультетском) ученом совете и согласовать содержание программ с методическими комиссиями тех факультетов, на которых изучаются эти дисциплины. На титульном листе программы делается соответствующая пометка.

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - государственный унифицированный документ, определяющий цели и содержание образования обучаемых по профессиям конкретной отрасли (машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и др.). Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения. Основной целью Т.у.п. является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный, физического воспитания, профессиональный, специальный).

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального учебного плана возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

При формировании рабочих учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса учебно-методические подразделения, должны предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей).

Индивидуальный учебный план студента формируется по установленной вузом форме на каждый учебный год лично студентом с использованием при необходимости консультаций тьютора. При формировании индивидуальных планов вуз обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий. План утверждается в установленном в вузе порядке, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде). Число зачетных единиц в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 60 в год (включая сессии).

Учебный план, служащий для расчета учебной нагрузки преподавателей, составляется на основе рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности) с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления подготовки (специальности).

В рабочем учебном плане рекомендуется сохранить позиции, указанные в примерном учебном плане для первых лет обучения.

При формировании рабочего учебного плана следует руководствоваться перечнем видов учебных занятий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соотносимых с численностью студенческих потоков и групп: лекция; практическое занятие; семинар или коллоквиум; лабораторная работа; другие виды учебных занятий; учебная практика; производственная практика; другие виды групповых практик.

Вуз может устанавливать другие виды учебных занятий (по решению совета). К учебным занятиям относят консультации, контрольные работы, самостоятельную работу (под контролем преподавателя), научно-исследовательскую работу студентов, курсовое проектирование (курсовая работа), квалификационная работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: