· Финансовая область – выполнение обязательств перед акционерами.
· Обслуживание потребителей – удовлетворение потребностей покупателей на рынке конкурирующих продавцов.
· Производственная деятельность- совершенствование и управление основными механизмами высокоэффективного функционирования фирмы.
· Внутренние возможности – оправдание ожиданий и развитие потенциала сотрудников, профессионализм которых определяет будущее компании.
Специфика задач определяется природой предприятия, а именно отраслью, организацией производственного процесса, группой потребителей и динамикой рынка. Ниже приведён пример системы задач, которая может быть использована любой компанией. Сводная таблица, с одной стороны, помогает избавить руководство от излишней информации, а с другой, охватывает все важнейшие для стратегического развития предприятия области.
Финансовая деятельность.
Задачи | Показатели |
Устойчивое положение | Поступление денежных средств |
Успех | Квартальная прибыль |
Процветание | Доход на акционерный капитал |
Признание | Цена акций |
Хозяйственная деятельность.
Задачи | Показатели |
Технологии | Конкурентоспособность, определяемая по «образцовой» практике |
Превосходство в производстве | Производительность |
«В ногу с рынком» | Сравнения с показателями «образцовой» практики |
Качество | Тотальное качество |
Обслуживание потребителей.
Задачи | Показатели |
Удовлетворение потребностей | Результаты опроса потребителей |
Быстрота реакции | Своевременные поставки |
Лояльность потребителей | Повторные покупки |
Доля на рынке | Увеличение доли рынка |
Внутренние возможности.
Задачи | Показатели |
Сотрудники | Опрос с целью выявления степени удовлетворённости |
Рост за счёт внутренних ресурсов | Увеличение объёма продаж |
Инновации | Число новых товаров |
Развитие персонала | Количество учебных дней |
Рис. 1.5. Сводная таблица задач и показателей компании.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ РАБОТАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
В курсе лекций Вы познакомились с проблемой разработки сбалансированной с точки зрения интересов основных заинтересованных групп системы целей предприятия.
Проводя анализ целей действующего предприятия, Вы должны установить:
Какая система целей и показателей деятельности действует на Вашем предприятии.
2. Сколько уровней имеет система планов и целей предприятия.
Сколько уровней менеджмента охватывает система целей и показателей.
4. Степень охвата целевым планированием деятельности структурных подразделений предприятия.
Используя методику рейтинговой оценки, проведите ранжирование целей и показателей деятельности предприятия по степени важности для владельцев и высшего менеджмента. Используя материалы лекции, сделайте таблицу сравнительного анализа целей и задач Вашей фирмы и фирм США и Японии и других стран. Сделайте предварительные выводы о стратегической ориентации менеджмента Вашей фирмы.
6. Исследуйте качество планируемых и фактических показателей прибыльности в Вашей фирмы за несколько последних лет (кварталов), используя данные о дискреционных затратах, объеме продаж или величине активов. Сделайте выводы о качестве прибыли как критерии успешности работы Вашей фирмы. Выявите, не осуществляется ли со стороны финансовых менеджеров манипулирования дискреционными расходами.
Проанализируйте основные целевые показатели работы Вашего предприятия за несколько лет и сделайте окончательные выводы о стратегии (стратегиях) применяемых её владельцами и высшим менеджментом. Оцените эффективность применяемых стратегий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Сделайте выводы о том, в интересах каких заинтересованных групп осуществляется управление в Вашей фирме. Оцените, не порождает ли действующая система целей и показателей оценки деятельности фирмы противоречий и конфликтов между основными заинтересованными группами Вашего коммерческого предприятия. Приведите примеры имеющихся конфликтов, причин их возникновения и форм разрешения. Дайте классификацию выявленных Вами конфликтов.
Рассмотрите состав и количественную структуру основных заинтересованных групп Вашего предприятия. Выявите на основе анализа целей фирмы, существуют ли противоречия между заинтересованными группами и целевой ориентацией фирмы. Покажите на конкретных примерах поведения отдельных сотрудников и групп как проявляются эти противоречия и приносит ли это вред деятельности предприятия.
Рассмотрите проблему выявления зон толерантности в Вашей фирме, как основы для разработки сбалансированной системы целей и показателей, отражающей интересы основных заинтересованных групп внутри и вне Вашего предприятия.
Сделайте выводы о возможности и необходимости разработки сбалансированной системы целей и показателей деятельности Вашей организации, и покажите какие мероприятия для этого необходимо осуществить.