Тоталитаризм и культура

Стабильностью, переходящей в застой, характеризовалась и сфера культуры в постсталинский период квазисоветского государства. Следует заметить, что именно в сфере культуры произошло мене всего изменений, принципиального характера, по сравнению со сталинским периодом. Для любого тоталитарного режима чрезвычайно важным являлся тотальный, всеобъемлющий контроль за всеми сферами культуры.

Наиболее системный контроль в тоталитарных режимах подвержен в сфере образования и художественной культуры. Именно с помощью этих двух сфер тоталитарные режимы внедряли в сознание миллионов людей идеи о превосходстве этих самых тоталитарных режимов. В нашей стране даже первичное образование детей было связано с распространением коммунистической идеологии. В детских садах дети учили песни про Ленина, Сталина, коммунистическую идеологию и размахивали флажками и портретами диктаторов. В школах, начиная с 1 класса, дети учились читать рассказы о Ленине и Сталине. Более всего тоталитарный контроль над образованием сказывался в преподавании истории. В школьных учебниках, на уроках истории в течение 6-7 лет школьникам навязывалось коммунистическое видение мировой истории и истории нашей страны. Целенаправленным образом в школе формировалось искаженное представление об исторических процессах, исторических фигурах, исторических эпохах. Преподавание истории должно было внушить детям три основные идеи: что весь мир неизбежно идет к коммунизму, что коммунизм принес нашей стране счастье и свободу, и что в коммунистических странах жизнь людей лучше. И это утверждалось в то самое время, когда миллионы людей погибали от голода, когда сотни тысяч невиновных людей погибали в лагерях и тюрьмах.

Пропагандистским задачам было подчинено и преподавание литературы. Сказанное относится, прежде всего, к литературе ХХ века. Были возвеличены имена и произведения тех людей, которые, в конце концов, подчинили свое творчество служению коммунистическому режиму и его идеологии. Наиболее известные фигуры из этого ряда – М. Горький, В. Маяковский, А.Н. Толстой, В. Катаев. Они воспевали коммунистический режим, а режим воспевал ихтворчество. Не все литераторы шли на подобную сделку с совестью, и характерными в этом отношении являются слова поэта Б. Чичибабина, который отказался служить компартии:

Я грех свячу тоской.

Мне жалко негодяев –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: