К основным методам анализа себестоимости продукции или услуг (работ) относят: детализацию, группировку, сравнение, графоаналитический метод, элиминирование, индексный метод и др.
Изучение себестоимости продукции, обычно, начинают со структурного анализа. Такой анализ базируется на детализации и группировке затрат (расходов) на производство и дальнейшем объединении (по определенным признакам) этих расходов в статьи расходов с последующей их оценкой. Далее определяется удельный вес (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. Для этих целей используется простая аналитическая таблица, в которой перечисляются статьи расходов, приводятся отдельно базовые и фактические показатели, их изменение (положительное либо отрицательное) за анализируемый период в сумме и в процентах к итогу (см. табл. 7.1).
Изучение структуры расходов и ее изменений, произошедших за отчетный период, позволяет оценить рациональность такой структуры и сделать соответствующие выводы о необходимости (возможности) ее корректировки.
|
|
Наряду с анализом группировки статей расходов, принятой при формировании сметы затрат по обычным видам деятельности, на предприятии проводят анализ группировки расходов по производственному признаку или по месту возникновения затрат.
Следует помнить, что отдельные статьи затрат в калькуляции себестоимости, как например «Накладные расходы», являются комплексными статьями, включающими в себя разноименные затраты.
Это обстоятельство приводит к необходимости детализации при анализе накладных расходов предприятия, тем более, что перечень этих расходов достаточно велик, а удельный вес накладных расходов в себестоимости продукции весьма ощутим.
В ходе производства продукции могут возникнуть затраты, связанные с нерациональным использованием основных фондов или с неточным планированием численности работников и т.п. Такие затраты, выявленные в ходе анализа, следует относить к непроизводительным и определять пути их снижения в себестоимости продукции.
В целом, становиться ясно, что при анализе затрат на производство продукции, необходимо иметь в виду разную природу таких групп затрат, как основные и накладные, комплексные и однородные, производительные и непроизводительные, условно-постоянные и условно-переменные.
Таблица 7.1