Для этого следует определить, какие типы информационного поведения нужно поощрять и культивировать в сложившейся ситуации, чтобы иметь возможность справляться с разными уровнями сложности и неопределенности рынков и отраслей производства (рис. 1.2., таб. 1.1).
Рис. 1.2.Влияние сложности и неопределенности ситуации на информационное поведение
Таблица 1.1. | |
Степень стабильности рынка | Тип информационного поведения |
Рынок зрелый и стабильный, уровень неопределенности низок, степень сложности технологий и продукции невысоки | Контролирующее поведение вполне пригодно для отслеживания ошибок и устранения проблем |
Степень неопределенности рынков невысока, а продукция и технологии достаточно сложны | Требуется взаимодействие, нацеленное на непрерывное исправление ошибок и устранение проблем с помощью усиленного контроля качества |
Неопределенность рынка и отрасли достаточно велика, а продукция и технологии сравнительно просты. У компании есть неиспользованные заделы и разработки | Для ликвидации ошибок и проблем в ситуации, когда состав конкурентов меняется и очень вероятно появление новых, следует отдать предпочтение культуре исследования |
Высоки как неопределенность рынков, так и сложность продукции и технологий, и необходимо новое понимание того, что есть успех и что - неудача | Когда темпы и масштаб изменений очень велики, установки на контроль, адаптацию и предвидение оказываются бесполезными. Помочь компании может культура открытости |
Что же нужно делать, чтобы обеспечить рациональный баланс?
|
|
Во-первых, необходимо относиться к потокам информации, к базам и хранилищам знания как к "материальным" активам.
Во-вторых, не следует впадать в иллюзию, что инфраструктура ИС, действующая в рамках определенной информационной культуры и поведения, сама собой разрешит эту проблему. Компьютеры, коммуникационные сети и программное обеспечение - это лишь технологии и инструменты, помогающие использовать знания и информацию для усиления конкурентных позиций. И чем мощнее эти инструменты, чем больше затраты на их приобретение, адаптацию и сопровождение, тем больше нужно думать о том, как работники компании их используют.
В-третьих, ИТ-менеджеры и работники знания, занятые сбором, обработкой и использованием информации, более чувствительны к тому, как представляют себе эту деятельность обычные менеджеры. Руководители высоких рангов должны прислушиваться к мнению своих ИТ-заместителей и учитывать его при формировании стратегии компании.
В-четвертых, компании, которые сумеют первыми в отрасли увязать свою информационную культуру и поведение с рыночными и производственными стратегиями, обретут несомненное конкурентное преимущество.
Руководителям компаний и менеджерам всех уровней следует относиться к информационной деятельности как к одной из важнейших для компании.