Раздел 3. Управление социальным страхованием. Тема 6. Фонды социального страхования в России

Тема 6. Фонды социального страхования в России

Тема 7. Негосударственные пенсионные фонды

В период перехода к рыночной экономике в стране была разработана законодательная база социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов экономических отношений в области социальной защиты населения, созданы государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). До 2001 года действовал Фонд занятости (ФЗ).

Целевое назначение фондов состоит в финансовом обеспечении важнейших конституционных социальных гарантий. В них аккумулируются финансовые ресурсы, которые используются для государственного пенсионного обеспечения, оказания медицинской помощи, выплат в случае болезни и несчастных случаев и различного рода пособий[4].

Фонды представляют собой финансово-кредитные некоммерческие учреждения в области социальной защиты работающих и членов их семей. По форме аккумуляции и расходованию ресурсов фонды являются страховыми, внебюджетными, так как они отделены от государственных бюджетов всех уровней.

Деятельность фондов регулирует Правительство РФ на уровне оперативного управления, Федеральное Собрание РФ утверждает бюджеты фондов.

До последнего времени бюджеты фондов формировались за счет ЕСН (единый социальный налог - 26 % от фонда оплаты труда, в том числе 20% средств направлялись в пенсионный фонд, 3,2% - ФСС, 2,8% - в систему ОМС). Далее осуществлялось перераспределение средств. Например, 6% направлялись на социальную пенсию (базовую часть) и 14 % в страховую и накопительную части; из 2,8 % федеральным ФОМСом расходовалось 0,8%, а 2,0% оставались в территориальных фондах ОМС. В настоящее время финансовые источники внебюджетных фондов определяются федеральными законами 212 и 213, в которых установлены размеры страховых тарифов.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) управляет средствами государственного страхования и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02. 1994 г. № 101.

ФСС РФ ответственен за финансирование пособий (по временной нетрудоспособности, материнству, рождению и уходу за ребенком), компенсаций утраты трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной заболеваемостью, а также осуществляет выплаты на реабилитацию и профилактическое лечение в санаторно-курортных учреждениях, пособий на погребение и ряд других[5].

Средства фонда образуются за счет страховых тарифов, взносов и налогов, установленных действующим законодательством и зачисляемых в Фонд; страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями граждан; ассигнований из федерального бюджета РФ на осуществление расходов, связанных с предоставлением льгот. На социальное страхование направляется 2,9 % от ФОТ. Страховые взносы работодателей на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний составляют от 0,2 до 8, 5% ФОТ в зависимости от класса заболеваний.

Основным видом деятельности фонда является выплата пособий.

Пособие (англ. - benefit) регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам для оказания материальной помощи в случаях постоянной или временной утраты трудоспособности, потери работы, семьям с детьми и др.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию определены в статье 8 (пункт 2) Федерального Закона 165 «Об основах обязательного социального страхования» (с учетом Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ):

· оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

· пенсия по старости;

· пенсия по инвалидности;

· пенсия по случаю потери кормильца;

· пособие по временной нетрудоспособности;

· страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

· пособие по беременности и родам;

· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

· иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

· единовременное пособие при рождении ребенка;

· социальное пособие на погребение.

С точки зрения объема расходов ФСС по видам пособий к основным выплатам относятся пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за детьми Приложение 1.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в соответствии с ФЗ-255 от 29.12.06 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (с изменениями). Постановление Правительства РФ от 15.06.№ 375 «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также регулирует назначения и выплаты пособий.

Пособие выплачивается с первого дня болезни до момента выздоровления или установления инвалидности (выплата пособия за счет средств Фонда производитсяс четвертого дня, первые три дня – за счет работодателей).

С 1 января 2011 года изменился расчетный период для определения среднего заработка, с которого исчисляется размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и уходу за ребенком до полутора лет. Раньше было 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а сейчас – два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Размер пособия исчисляется в процентах к заработной плате и дифференцируется в зависимости от продолжительности трудового стажа, величины заработка работника. Расчет данного вида пособия производится следующим образом:

· определяется заработок за расчетный период. В него включаются все выплаты, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ согласно федерального законодательства;

· сумма заработка за каждый календарный год ограничивается предельной величиной базы для начисления страховых взносов. В 2010 году она составляла 415 000 руб. При расчете пособий в 2011 и 2012 году ограничение составляет – 463 000 руб.;

· сумма заработка за два года с учетом ограничения делится на 730. Так определяется средний дневной заработок;

· средний дневной заработок умножаем на процент в зависимости от страхового стажа: 60% – при стаже до 5 лет, 80% – при стаже от 5 до 8 лет и 100% – при стаже более 8 лет. Так определяется размер дневного пособия;

· умножаем дневное пособие на количество календарных дней, связанных с нетрудоспособностью.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается сотрудникам, работающим по трудовым договорам, а так же уволенным работникам, в случае наступления нетрудоспособности в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора (в этом случае пособие вне зависимости от стажа выплачивается в размере 60%).
Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.
В случае если сотрудник работает по трудовому договору в нескольких организациях, пособие выплачивается по каждому месту работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: