Своеобразие Ж.Ануя

Жан Ануй - самый популярный драматург Франции XX столе­тия. Великолепное чувство сцены, ее игрового начала и условности, блеск диалогов, изящество построения пьесы - все приемы направлены у него на то, чтобы как можно более полно донести до них конфликт выражаемых персонажами идей. Не характеры людей, а идеи, их столкновение и борьба составляют стержень пьес Ануя.

Его творчество - это "интеллектуальный театр, откровенно условный, где игра ума воплощается в трагическом или комическом гротеске. Через его философские притчи зритель приобщается к ведущим течениям мысли XX столетия, в первую очередь к экзистенциализму.

Ануй любит использовать знакомые всем сюжеты из мифологии или истории. Миф нужен драматургу как универсальная ситуация, полигон для испытания идей на прочность. Ануй наполняет старую форму мифа новым содержанием: он смешивает исторические эпохи, его герои заранее знают исход трагедии, они говорят современным языком.

Трагическая вершина творчества Ануя - пьеса «Антигона» (1943). По­ставленная в разгар войны и оккупации, она поднимает проблему выбора, проблему совести, проблему сопротивления власти.

В пьесе два трагических героя, две идеи - государственный порядок (правитель Креонт) и бунт (Антигона). Старая греческая трагедия переос­мыслена, но сюжет сохранен. Сыновья царя Эдипа убили друг друга в борьбе за власть. Креонт, чтобы укрепить расшатанное государство, одно­го из них объявляет национальным героем, другого же - погубителем оте­чества. И под страхом смерти запрещает его хоронить. Запрет нарушает сестра погибших Антигона, детской лопаткой насыпавшая горсть земли на труп брата. Антигона бунтует против закона, который ей кажется бесче­ловечным, против соображений здравого смысла и политики.

Что делать Креонту, который воспитал Антигону? Он убеждает Антигону раскаяться, пытается спасти ее. Но де­вушка непреклонна. Все доводы разума здесь бессильны. Она и сама по­нимает, что не знает, за что отдает жизнь.

Парадоксально, но упрямая Антигона оказывается права: жеская государ­ственная власть губительна для человека, общества и самого государства. В финале пьесы после казни Антигоны сын Креонта плюет отцу в лицо и закалывается. Все дело государственного строительства рухнуло. Креонту ничего не остается, кроме как, занимаясь привычными делами правления, дожидаться смерти.

Бунт другой героини - знаменитой Жанны д/Арк из пьесы «Жаворо­нок» (1953) - исполнен смысла: она восстает против ограниченности лич­ных интересов, во имя спасения Франции.

В 1429 г. юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войны между Францией и Англи­ей. Переломным событием стало снятие осады с Орлеана. Вдохновляемые Жанной, солдаты одержали ряб блистательных побед и отвоевали часть Франции, захваченной англичанами.

Однако многим пришелся не по нраву стремительный взлет девушки из народа; став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонни­кам англичан и предстает перед церковным судом. В этот тяжелый для нее час зритель и встречается с героиней пьесы. Вот уже девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало опорочить Жанну и заставить ее отречься от своих деяний. «От содеянного мною никогда не отрекусь», - гордо заявляет девушка.

Раздается зловещий голос Инквизитора. Он требует отлучить Жанну от церкви, передать ее в руки светских властей и казнить. Жанна страшится не палача, а от­лучения, ведь для нее церковь и Бог нераздельны. Еще больше увеличивает страдания Жанны речь Карла. Став королем, он больше не нуждается в ее помощи, напротив ему неприятны напоминания о том, что своей коро­ной он обязан простой деревенской пастушке.

Внезапно с громким криком на сцену врывается Бодрикур. Нельзя за­канчивать пьесу, ведь они еще не сыграли коронование! «Настоящий ко­нец истории Жанны - радостный. Это - жаворонок в небе! Это - Жанна в Ремсе, во всем блеске ее славы!»

Все бросаются растаскивать костер. Жанне приносят ее меч, стяг и плащ. Раздается звон колоколов, звучит орган. Все опускаются на колени. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямив­шись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников. «История Жанны д/Арк - это история со счастливым кон­цом!».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: