Исторические судьбы развития послевоенной немецкой литературы

Это литература «нулевого года» («часа ноль»): рухнула идеология нацизма, у многих возникло ощущение, что рухнули и Гетте, и Бетховен, и Ницше. Прошла кампания по искоренению идеологического наследия нацизма: образовали комиссии, которые могли запрещать деятелям культуры, связанным с нацизмом, публично выступать. Навязывались американские стандарты либерального оптимизма.

Итак, Германия была разделена на две страны: ФРГ и ГДР (1949 г.). В ФРГ постепенно был найден выход из послевоенной разрухи на путях интеграции в мировой капиталистический рынок. В ГДР возобладала концепция строительства социализма по советскому образцу.

В ГДР был взят курс на соцреализм. Литературную элиту составляли писатели-коммунисты. Писатель в Восточной Германии имел меньше свободы. Литература принимает форму притчеобразности. Главной темой стала тема социалистического строительства. Также писатели вводили в свое творчество мифологические темы, находя опору в романтизме: пытались соединить современную Германию с Германией Гофмана. Официальным писателем ГДР был И. Брейхер, состоявший в КПГ и приветствовавший политику соцзаказа. Его пьеса «Великий соцплан и его враги» - гимн социализму и коммунизму.

Б.Брехт - создатель эпического театра – вернулся из эмиграции и доживал свой век в ГДР. Драматург и режиссер считал, что на зрителя нужно воздействовать интеллектуально, а не эмоционально. Э. Штритмаматтер писал о процессе приобщения немецкого крестьянина в колхозную жизнь в рамках коллективизации Германии в 50-е годы. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс, с ее романом «Седьмой крест» – историей побега из концентрационного лагеря.

В ФРГ сложились две литературные группы: «писатели внешней эмиграции» - писатели, которые вернулись в Германию из эмиграции, и считавшие себя непричастными к истории 3-го Рейха, и писатели «внутренней эмиграции», оставшиеся жить в Германии. Первые считали, что нужно забыть все ужасы фашизма, отказаться от прошлого. Их творчество ярче всего выражалось в «магическом реализме», временами перераставшем в экзистенциализм. Вторая половина писателей требовали памяти погибших и конкретики исторической правды, покаяния. В 1947 году они создали «Группу 47». В нее вошли большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков: Г. Бёлль, Г. Грасс, М. Вальзер, Г. Айх, З. Ленц. Всех этих писателей объединяла ненависть к фашизму и жажда демократического обновлении страны. А в эстетическом плане – стремление противопоставить всяким «сконструированным» философским системам реальную правду жизни, как бы жестока она ни была. В творчестве этих писателей отразился опыт поколения «вернувшихся», их попытки извлечь конкретные уроки из краха нацистской Германии и послевоенной действительности. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа «Жестяной барабан» (1959). Среди других значительных прозаиков – Г. Бёлль и А.Шмидт (1914–1979). Интересы Бёлля сосредоточились на нравственных проблемах войны и проблеме выбора. Его романы «Глазами Клоуна» и «Бильярд в половине десятого» гимн не смирению, а ненависти к силам зла.

Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. «литературу на руинах», отчетливо сквозит в пьесе В.Борхерта «Снаружи за дверьми». Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа «Город за рекой» Г.Казака, где фашизм изображался как совершенно конкретное зло.

Вольфганг Борхерт (1921-1947). За свою короткую жизнь Борхерту довелось пережить ужасы фронта, штрафного батальона и фашистских застенков. По окончании войны это был уже надломленный, смертельно больной человек, и за оставшиеся ему два года он успел написать лишь немного. Тема обманутого поколения, погубленной молодости – главная тема творчества Борхерта. Но помимо «вопля отчаяния» в его творчестве присутствует и другой голос, идет страстный спор двух взглядов на жизнь: пессимистического, отрицающего - и утверждающего, влюбленного в жизнь. Его драма «Там за дверью» (полную трагизма историю бывшего фронтовика, опустошённого и потерявшего всё, ради чего он жил, сражался и страдал) символизирует трагическую разорванность борхетовского сознания. Тема ее - неприкаянность «возвращенца» солдата Бекмана, чудом уцелевшего на войне и теперь тщетно ищущего пристанища. Здесь тема «поколения вернувшихся» перекликается с темой «потерянного поколения»: необретения себя после ада войны, мотив безвыходности. Но в то же время у героя есть «двойник» («Другой»), его второе «я», упорно сопротивляющееся отчаянию. Борхерт упорно стремится разобраться в причинах трагедии своего поколения. Бекман в своих скитаниях обнаруживает, что истинные его противники уже успели благополучно устроиться в жизни. Борхерт одним из первых показал послевоенную Западную Германию как мир неизлечимого эгоизма, мир, пораженный анемией совести и памяти. Еще острее вопрос о виновниках войны ставится в публицистических статьях Борхерта «Вот наш манифест», «Тогда остается одно», где писатель прямо указывает не только на военных, но и на политических и закулисных пособников фашизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: