Философские романы-притчи У.Голдинга

Сэр Уильям Джералд Голдинг (англ. William Gerald Golding; 19 сентября 1911 — 19 июня 1993) — английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов; всемирную известность ему обеспечил первый из них, «Повелитель мух», считающийся одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века. Для Голдинга характерна конфронтация идей: усиление религиозного мировоззрения, особенно католического.

В 1954 выходит роман «Повелитель мух», принесший автору громкую славу. Был задуман как пародия на героические робинзонады. В этой книге группа английских подростков оказывается на необитаемом острове в результате авиакатастрофы. В начале романа они тоже пытаются «по-взрослому» организовать свою жизнь. Однако очень скоро этот уклад рушится. На острове разгорается борьба за власть – часть мальчиков под предводительством честолюбивого и неуравновешенного Джека откалывается от «хранителей огня» и образует племя охотников. И вот уже защитники разумного порядка Ральф и Хрюша не могут объяснить, зачем этот порядок нужен. Первоначально установленная демократия оказывается слишком хрупкой. Вскоре охота на диких свиней из борьбы за пропитание превращается в охоту ради охоты, а затем и в ритуальное убийство. Потерянных и беззащитных детей охватывает страх, воплощением которого служит ими же самими выдуманный «зверь». Стремящийся к власти Джек умело использует этот страх: обещая вдоволь кормить детей мясом и защищать от «зверя», он по одному переманивает их в стан дикарей. Противостоять хаосу продолжают Хрюша, Ральф и философ Саймон. Зримым выражением зла в романе становится облепленная мухами гниющая свиная голова, которую охотники приносят в жертву «зверю». Убийство Саймона – поворотный момент, после него ничего уже не сдерживает детей. Если Саймона убивают в экстазе ритуальной пляски, то Хрюшу уничтожают хладнокровно как врага. Следующей жертвой опьяненной страхом и вседозволенностью толпы должен стать Ральф. Но его спасает английский морской офицер – военные с моря увидели дым на острове. Критики по-разному интерпретируют такую концовку: одни считают, что она пародирует хэппи-энд Бэллантайна, другие объясняют ее беспомощностью автора, не сумевшего иначе завершить трагическую историю. В любом случае главным итогом является не физическое спасение героя, а его духовное прозрение:

«Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий… Голос поднялся под черным дымом, застилавшим гибнущий остров. Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача. И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа».

Критики определяют книги У.Г. как философские притчи. Почти в каждом его романе просматриваются как минимум два плана – непосредственно фабульный и аллегорический. «Повелитель мух» - попытка прокрутить назад историю человеческой цивилизации. «Повелитель мух» - «роман антивоспитания». Формальное воспитание не помогает героям остаться людьми, потому что не подкреплено воспитанием духовным. В романе противопоставлены «сверкающий мир злого буйства» и «мир недоумевающего рассудка». Последний олицетворяет классическое образование, общественное устройство с его социальными механизмами, шкалой ценностей и системой поведения. «Мир недоумевающего рассудка» терпит поражение, так как изначально слабее животной природы человека. Гибнет персонифицирующий этот мир Хрюша – ходячее воплощение прагматического и самоуверенного рационализма. Чудом спасен Ральф, отстаивающий, сам того не ведая, идею равенства и самоценности отдельной личности. Разлетается на кусочки символ буржуазной демократии – раковина «Морской рог», материальный для мальчиков атрибут справедливости. Но содержание притчи не исчерпывается социально-историческим иносказанием: «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов, - вот главный урок, что преподнесла война моему поколению». Имя этому злу – животное, звериное начало в человеке. При этом человек в отличие от зверя – существо моральное, он способен опознать и подавить в себе животное. В этом и состоит основной пафос романа-притчи.

Двойственной природе человеческого духа, сложным путям постижения истины посвящен роман «Шпиль» (1964). Это, пожалуй, самая метафорическая и поэтическая книга У.Г. Между тем, каждая деталь здесь реалистически выверена. По замечанию одного из критиков, «тому кто прочитал книгу, кажется, что он участвовал в строительстве шпиля, осторожно протягивая балки сквозь дыру в своде, обтачивал и укладывал камни».

Средневековому священнику Джослину в видении явлен шпиль над собором. Преисполненный ликования, ощутив себя «избранником Божьим», Джослин решает во что бы то ни стало воплотить этот замысел. Шпиль огромен, его возводят вопреки здравому смыслу: опоры собора, построенного на болотистой почве, не могут выдержать такую тяжесть. Из «замысла Божьего» шпиль превратился в «Джослиново безумство», а затем и в «Джослиново преступление». Он манипулирует людьми и не замечает, что богослужения в соборе прекратились. Их сменили скабрезные шутки и грязная брань мастеровых. Душа священника становится ареной борьбы ангела и дьявола, и он сам уже не может различить, чей голос нашептывает ему: «Ничего в мире не совершается без греха». И только когда цель достигнута и над собором вознесся шпиль, Джослина посещают сомнения: «Я считал, что совершаю великое дело, а оказалось, я лишь нес людям погибель и сеял ненависть». Раздавленный непомерностью выпавших на его долю испытаний, Джослин умирает.

Основная идея романа: в истории нет прямых дорог, развитие цивилизации оплачивается жертвами. Особая сложность интерпретации книги в том, что происходящее увидено преимущественно глазами Джослина, и трудно судить, в каких случаях автор солидарен с героем, а где придерживается иной точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: