Общая характеристика развития английской литературы

Историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы стала II мировая война. Одна за другой получают независимость колонии: Индия, Бирма, Цейлон, страны Ближнего Востока и Африки. Неудачей закончилась интервенция в Корею, в Египет, стремление удержать контроль над Суэцким каналом в 1956 г. Британская империя перестала существовать.

Литература живо откликалась на происходящие события, что сказалось в новой волне интереса к колониальной проблематике (романы Десмонда Стюарта, Джеймса Олдриджа, Бэзила Девидсона, Нормана Льюиса), переосмыслении и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».

В 50-60 гг. были проведены социальные реформы, направленные на поддержание ряда требований трудящихся - улучшение пенсионного и социального обеспечения, продолжительность рабочей недели, оплачиваемые отпуска. Однако уже в середине 60-х годов обозначился поворот к новой экономической и политической программе, отвечавшей интересам крупного капитала. Повышение общего уровня жизни не только не уменьшало, а еще больше увеличивало разрыв между различными слоями населения, между богатыми и бедными. Настроения молодежи, проблемы образования, трудоустройства, обеспечения необходимых условий жизни, вопрос о возможности реализации творческих потенциалов личности, расовые проблемы - все это получило свой отклик в произведениях послевоенных лет. Конец 60-х-начало 70-х годов отмечены молодежно-студенческими волнениями, подъемом забастовочного движения, пик которого пришелся на 1972 г.

Писатели по-разному откликались на драматизм реальности. Бурно и гневно реагируют на свою неустроенность «сердитые молодые писатели», относящиеся к «поколению 50-х годов» (Джон Осборн, Джон Уэйн).

Экзистенциалистские идеи звучат в ранних романах Уильяма Голдинга, Айрис Мердок, в рассказах и романах Мюриэл Спарк. Так, в романе «Мальденбаумские ворота» Спарк изображает социально-политический конфликт между государствами Ближнего Востока как нечто необъяснимо абсурдное, как проявление извечной жестокости, царящей повсюду. Вместе с тем Спарк выступает как знаток жизненного уклада, морали и психологии «среднего класса», прекрасно передает атмосферу лицемерия, снобизма и стяжательства. Она пишет о бездуховности, внутренней опустошенности и цинизме современных обывателей, превратившихся в погоне за стандартными ценностями в жалких марионеток, утративших всякое подобие человечности («На публику», 1968).

Пафос творчества Спарк связан не с утверждением, а с осмеянием. Писательница широко использует приемы пародии, обращается к гротеску, создает эксцентрические образы.

Ностальгические мотивы, тема прошлого развиваются в творчестве Л. Хартли, А. Комптон-Бернетт. В русле национальной традиции комического повествования находятся романы Э. Поуэлла («Музыка времени»). Глубоко гуманистическое мировосприятие определяет тональности и содержание романов Грэма Грина, откликающегося на животрепещущие проблемы современности. Тревога перед наступлением уничтожающего индивидуальность человека обществом будущего выражена в мрачных сатирах послевоенных лет Ивлина Во («Незабвенная», «Любовь среди развалин»).

Масштабность, размах современной действительности переданы в весьма характерных для английской литературы романных циклах. Жанр эпического цикла помогает передать большие временные периоды, преемственность между десятилетиями, поток событий, в русло которых вовлекаются герои. Таковы эпические циклы Энтони Поуэлла, Чарлза Сноу, Шона О'Кейси. Об общественно-исторических переменах в жизни Великобритании пишет Джек Линдсей в цикле романов «Британский путь» (1953-1964). Каждый из романов этого цикла имеет свой законченный сюжет, свою тему. Но у всех романов есть общие черты, позволяющие объединить их в единую серию. Общие персонажи в ряде романов - не самое главное в единстве замысла. Цель автора - показать жизнь народа в послевоенной Англии, изобразить классовую борьбу, основные тенденции социально-политического развития, откликнуться на вопросы войны и мира, кризиса и прогресса, волнующие всех. Линдсей стремится показать героическое в человеке, его поиски действенных путей и средств борьбы против дегуманизации личности. Акцент сделан не на трагических конфликтах, а на способах их преодоления.

В романном цикле Энтони Поуэлла «Танец под музыку времени» (1951-1975), состоящем из двенадцати книг, составляющих четыре трилогии (подобно четырем частям симфонии), изображена жизнь буржуазно-аристократических кругов Англии на протяжении 20-70-х годов XX в. Здесь действуют более двухсот персонажей, портреты которых обрисованы с большим мастерством. Главная тема романов Поуэлла - «человек и история». Ориентируясь во многом на романы Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», Поуэлл строит свое повествование не на ассоциациях, а на выверенной хронологической последовательности. Следуя диккенсовской традиции, Поуэлл создает целую галерею комических персонажей с присущими им чудачествами и экстравагантностью. Он использует гротеск, создает персонажи-маски, олицетворяющие социальные пороки.

Одно из самых значительных явлений современной английской литературы - творчество Джона Фаулза. Главная проблема его произведений - обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Все его герои заняты поиском своей «подлинности», аутентичности. Фаулз видит главное назначение литературы в том, чтобы способствовать духовному совершенствованию человека; он считает, что литература должна быть гуманной и серьезной, иметь высокие нравственные цели.

В своем эссе «Острова» Фаулз назвал два основных источника, ставших для него особенно важными: миф об Одиссее и «Бурю» Шекспира. Темы поиска и странствия приобретают в этом смысле важное значение в его произведениях, а странствия в глубинах своего сознания, стремление разобраться в самом себе и понять новое выходят на первый план. А образ острова, с которым он сопоставляет и всю вселенную, и, конечно, Англию, и каждую личность, проживающую свою жизнь в поисках ответов на вопросы: кто я, почему я здесь, что меня окружает, - становится ключевой метафорой его творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: