Произв-ть ПС: за ездку, за день. Кол-во а/м, необх для освоения перевозок

Произв-ть ПС оценивается 2мя взаимосв-ми пок-ми:

- U – кол-во перевез-го груза, т

- W – кол-во выполн тонн на км в ед вр, т×км

Произв-ть ПС за 1 ездку:

Uе= qн×gс

Wе= Uе×lег= qн×gд×lег

за 1ездку gс=×gд

Произв-ть ПС за 1 день:

Uдн= qн×gс×ne

Wдн= Uдн×lег= qн×gд×ne×lег

Кол-во а/м, необх для освоения перевозок:

Ам=Qсут/Uдн

14) Часовая произв-ть ПС. Влияние тех-экспл показателей на пр-ть.

Произв-ть ПС оценивается 2мя взаимосв-ми пок-ми:

- U – кол-во перевез-го груза, т

- W – кол-во выполн тонн на км в ед вр, т×км

Часовая произв-ть Псопр-ся для ед. ПС с целью исключения влияния времени работы на линии.

1)Uдн= UднН =qн×gс×neН = qн×gс×ne/(lег+b×VT×tп-р) [т/ч]

2)Wдн= WднН = (qн×gд×b×VT×lег)/(lег+b×VT×tп-р) [т×км/ч]

Влияние показателей видно из формулы (1).

15. ПС автомоб. Тр-та: определение, разделение на группы по осевой массе. ПС с универсальным кузовом.

ПС – транспортные средства, предназначенные для перевозок грузов, людей, а также ТС, оснащенные специальным оборудованием, предназначенных для проведения определенных работ. К ним относятся:а/м, тягачи, прицепы, полуприцепы и а/м спец назначения.

Весь ПС делится на группы в зависимости от нагрузки на ось:

Группа А: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной си от 6-10 т. Включительно, предназначенных для эксплуатации на дорогах I-III категориях и IV категории одежды, которые построены под осевую массу 10т.

Группа Б: АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6т., предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.

По назначению грузовой ПС подразделяют на:

- транспортный;

- специальный.

К специальному транспорту относится: автокран, автолавки, автобетономешалка, пожарные и санитарные а/м, а/м для нужд коммунального хозяйства.

Весь ПС общего назначения подразделяется на:

- ПС с универсальным кузовом;

- со специализированным кузовом (спец приспособлены для определенного вида груза).

А/м с универсальными кузовами предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, не требующих особых условий для обеспечения их сохранности при перевозках.

Универсальные кузова представляют собой следующие виды грузовых платформ:

- открытая платформа без бортов;

- платформа открытыми бортами (на одну или три стороны);

- платформа с высокими решетчатыми бортами;

- платформа с бортами и тентом.

Конструкция универсального кузова выполняется без учета свойств и особенностей отдельных видов груза, в связи с чем им присущи следующие недостатки: не обеспечивается надежная защита от воздействия атмосферы осадков, солнечных лучей, температуры окружающей среды, распыления. Это приводит к потере и порче груза. Некоторые грузы (цемент, мука, жидкие и газообразные) нельзя перевозить в универсальных кузовах без предварительного затаривания что требует дополнительных затрат на тару, ее перевозку и т.д. Нельзя перевозить в универсальных кузовах грузы, требующие обязательного сохранения товарного вида, постоянной температуры и влажности.

16. ПС автомоб. транспорта со специализ.кузовом.

Данный вид кузова специально приспособлен для перевозки одного определенного или нескольких однородных грузов. Наиболее распространенные – самосвалы, фургоны, цистерны.

Самосвалы оснащены устройствами для разгрузки путем сбрасывания грузов, не требующих осторожности при разгрузке (песок, щебень и т.д.).По принципу разгрузки самосвалы делят на группы:

- с бункерной выгрузкой;

- с опрокидывающимся кузовом;

- с принудительным выталкиванием груза из кузова.

Наибольшее распространение получили самосвалы с опрокидывающимися кузовами назад, на боковые стороны, на любую из 3х сторон.

Самосвалы с бункерной выгрузкой представляют собой бункер с наклонным полом и открывающимися люками. Применяется для перевозки сыпучих строительных грузов и зерна.

Самосвал с принудительным выталкиванием грузов бывают с конвейерным полом, шнековые самосвалы. Самосвал с конвейерным полом имеет по всему кузову бесконечную ленту, перематываемую с одного валика на др, для сбрасывания груза.

Шнековые самосвалы имеют на дне кузова 1 или 2 продольных винта (шнека), при вращении которых происходит сбрасывание грузов.

Самосвалы-думберы (думпкары). Благодаря короткой базе обладают большой проходимостью и маневренностью. Кузов имеет большой наклон, что позволяет быстро и полностью их разгружать. Используется на карьерах и стройплощадках.

А/м со сменными кузовами.

П-Р сменных кузовов производится механическим способом, в результате чего простой в ПРП резко сокращается. Операция сводится лишь к подъему и снятию кузова. Применение сменных кузовов позволяет увеличить степень использования ПС во времени и повысить его производительность,

А/м прицепы и полуприцепы – фургоны.

Имеют закрытые кузова, которые м.б. оборудованы различными приспособлениями, предназначенные для перевозки определенного вида грузов и обеспечивающие его сохранность. В фургонах перевозятся промышленные, продовольственные, почтовые грузы, требующие защиты от воздействия осадков, солнечных лучей и надежной защиты от потерь. Для перевозки скоропортящихся грузов применяют фургоны с теплоизоляцией и рефрижераторным оборудованием.

А/м прицепы и полуприцепы – цистерны.

Применяются для перевозки жидких, наливных грузов. Изготавливают из листовой стали. Чтобы уменьшить высоту расположения центра тяжести, поперечному сечению цистерны придают форму эллипса. Внутри цистерны делают поперечные перегородки с целью уменьшения гидравлических ударов, возникающих при разгоне и торможении. Цистерны для пищевых продуктов эмалирую изнутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. Стенки цистерны для пищевых продуктов искусственно охлаждают, а для вязких грузов – нагревают.

А/м – самопогрузчики.

Имеют специальное приспособление для П-Р, что значительно сокращает затраты времени под ПРР. Однако за счет смонтированного на них ПРМ грузоподъемность их ниже, чем у обычных а/м, а затраты на эксплуатацию выше.

17. Классификация ПС автомобильного транспорта в зависимости от грузоподъемности и типа используемого двигателя.

Номинальная грузоподъемность а/м устанавливается заводом – изготовителем и показывает макс.массу перевозимого груза. Зависит от того, перевозится ли груз по дорогам с твердым покрытием или по грунтовым.

А/м прицепы и полуприцепы в зависимости от грузоподъемности делятся на следующие классы:

1)особо малой грузоподъемности (до 0,5 т)

2) малой грузоподъемности (0,5-2т)

3)средней грузоподъемности (2-8 т)

4)большой грузоподъемности (8-16т)

5) особо большой грузоподъемности (от 16т)

Классификация в зависимости от установленного двигателя:

А/м и а/м-тягачи бывают с бензиновыми, дизельными двигателями, газобаллонные и электрические.

- а/м с бензиновыми двигателями составляют основную часть легкового парка страны. На грузовые а/м эти двигатели устанавливаются в условиях малой и средней грузоподъемности.

- а/м с дизельными двигателями: грузовые а/м большой и особо большой грузоподъемности. Однако в последние годы наметилась тенденция установки их на авто средней и малой грузоподъемности.

Преимущества: расход топлива ниже на 30-40% чем у бензиновых; ровная моментная характеристика.

Недостатки: высокая первоначальная скорость, большие габаритные размеры и собственная масса, повышена шумность и дымление.

- газобаллонные а/м. Преимущества: экологичность и дешевизна топлива.

Недостатки: установка доп.аппаратуры в системе питания ТС, строительство спец.заправок, невозможность использования а/ на больших расстояниях.

-электромобили. Преимущества: бесшумность работы, отсутствие отработавших газов.

Недостатки: небольшой радиус действия, большая масса аккумуляторов, высовая стоимость аккумулятора.

Целесообразно использовать для городских перевозок мелких партий груза, особенно внутри помещений складов и предприятий. Пример: вилочный погрузчик.

18. Задача выбора подвижного состава: анализ грузопотоков, выбор типа кузова.

При выборе ПС в первую очередь проводят анализ грузопотока: объем и расстояние перевозок, величину отправок (партионность), вр-ва и способы выполнения ПРР, состояние дорожной сети, тип дор.покрытия, предельные осевые нагрузки, пропускную способность дорог и искусственных сооружений.

Невыгодной является перевозка мелких партий груза на а/м средней и большой грузоподъемности, а также невыгодна перевозка массовых грузов автомобилями малой и средней грузоподъемности.

Выбор типа ПС для перевозки того или иного груза сводится в основном к выбору кузова, т.к. узкая специализация кузовов многих типов ПС предопределяет сферу их рационального использования. Для перевозки штучных, тарых и бестарных грузов используются универсальные бортовые а/м и автопоезда, для перевозки навалочных не пылящих – самосвалы, крупногабаритных, строительных грузов – специальные автопоезда в составе седельного тягача и соответствующего грузу полуприцепа (панелевоза, фермовоза, балковоза).

19. Задача выбора подвижного состава: учет технико-эксплуатационных показателей и себестоимости перевозок.

После выбора типа кузова необходимо провести анализ ТЭП для выбранных а/м.

Если а/м работает 250 и более дней в году, его эксплуатация обеспечивает высокую доходность и рентабельность перевозок. Приемлемым считается 200 дней в году. 180 и менее – рекомендуется провести анализ низкого использования и выполнить расчет рентабельности.

Ести в течение длительного времени составляет меньше 0.6, то это свидетельствует о необходимости применения на этих перевозках а/м с меньшей грузоподъемностью.

Перевозчик должен стремиться к тому, чтобы а/м большую часть пробега совершал с грузом.

VТ в основном определяется интенсивностью движения и дор.условиями. В городе в среднем 18-22 км/ч, а на автомагистралях может достигать 40-50 км/ч.

Время простоя под ПРР для самосвалов составляет 0,1 часа и до 2-3 часов для большегрузных автопоездов (ПРР должны выполняться механизированным способом).

При расчете производительности постоянными применяются следующие ТЭП: ТН, . Различными могут быть: VТ, q, tп-р.

Для окончательного решения задачи необходимо провести сравнение ПС выбранных моделей по таким экономическим показателям, как себестоимость и рентабельность перевозок. Экономически целесообразным будет тот ПС, у которого величина себестоимости будет минимальной. При сравнении нескольких моделей ПС по показателям себестоимости последняя должна быть рассчитана для конкретных условий перевозок.

Выбор наиболее эффективного ПС производят путем сравнения результатов эксплуатационных и экономических расчетов.

20. Выбор самосвала.

Важной задачей организации перевозок является обеспечение эффективной и согласованной работы а/м и ПРМ. Одним из ее условий выступает соответствие производительности ПРМ грузоподъемности ПС.

Пусть для работы с заданным ПРМ (с экскаватором выемки и погрузки грунта) необходимо выбрать самосвал соответствующей грузоподъемности.

Необходимое кол-во циклов для погрузки а/м:

- грузоподъемность самосвала, т; - кол-во груза, погружаемое за 1 цикл экскаватором.

Время погрузки а/м может быть уменьшено за счет увеличения вместимости ковша. Желательно, чтобы данное соотношение было целым числом.

С увеличением вместимости коша экскаватора возрастают динамические нагрузки на а/м при сбрасывании груза в кузов, что приводит к сокращению его срока службы. Поэтому необходимо так подбирать экскаваторы и ПС, чтобы соотношение вместимости ковша экскаватора к вместимости кузова ПС было равным 1:3-1:5.

Величина динамических нагрузок зависит также от характера груза и высоты, с которой он сбрасывается. Число циклов погрузки должно соответствовать не менее трем для мягких грунтов, четырем – для тяжелых грунтов; пяти – для скальных пород.

21. Автопоезда: определение, классификация, область использовании. Типы тягачей и прицепов, их основные характеристики.

Основные типы автопоездов:

- а/м с одноосным прицепом;

-а/м с двухосным прицепом;

- седельный а/м-тягач с полуприцепом;

- а/м с несколькими одноосными прицепами;

- а/м с несколькими двухосными прицепами;

- седельный а/м тягач с прицепом и полуприцепом;

- а/м тягач с прицепом-тяжеловозом;

Применение автопоездов обеспечивает наиболее полное использование имеющегося запаса мощности а/м, повышение производительности по сравнению с одноосными а/м, снижение расхода топлива на 1 т*км, снижается потребность водителей. Наиб. экономич. эффект от применения автопоездов достигается при перевозке массовых грузов, а также грузов отправляемых крупными партиями, длинномерных и крупногабаритных тяжеловесных грузов. Для качественной работы автопоездов необходимы дороги с твердым покрытием и достаточные размеры ПР площадок, обеспечение возможности маневрировании при подаче под ПРР.

Тягачи подразделяются на седельные и буксирные.

Седельные работают в сочетании с полуприцепом, часть веса переносится на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено седло – специальное опорно-сцепное устройство.

Буксирные тягачи выполняются на базе шасси грузового а/м и предназначается для буксировки прицепов с помощью сцепного устройства. Кузов буксирных тягачей делается небольших размеров и загружается балластом для увеличения сцепного веса, поэтому такие тягачи называются балластовыми.

А/м тягачи – а/м приспособленные для буксировки прицепов.

Прицепной ПС – состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов роспусков.

Прицепы буксируются а/м – тягачами, соединяясь с ними при помощи буксирного приспособления (фаркоп) и дышла. В зависимости от числа осей прицепы делятся на:

-одноосные;

-двухосные;

-многоосные.

Многоосные используются для перевозки грузов большой массы, грузоподъемность может достигать 100т и более.

Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Бывают одноосными и двухосными. Расстояние м/у а/м и прицепом-роспуском меняется при изменении длины груза.

Полуприцепы предназначены при работе в сцепке с седельным тягачом. М.б. одноосными, двуосные многоосные. Оси располагаются в задней части полуприцепа, в передней части находится сцепное устройство и стойки для поддержания отцепленного полуприцепа в устойчивом положении.

22.Выбор автомобиля-сапогрузчика

А.с.- это автомобиль, который обладает определенными преимуществами. Применение А.С. позволяет снизить трудоемкость ПРР, однако, вследствие наличия доп-х ПРМ, смонтированных на шасси автомобиля (манипулятор, грузоподъемный борт), ГП таких авто уменьшается, а эксплуатационные затраты увеличиваются.

Равноценное расстояние перевозки

Определим равноценно расстояние используя часовую производительность пс

универсальный

На расстоянии перевезонном до равноценного производительность специального пс выше,чем универсальный пс за счет того,что на коротких расстояниях время погрузки разгрузки имеет большее значение чем время движения. На расстоянии выше равноценного авто-самопогрузчик начинает проигрывать по производительности универсальному пс, т.к. грузоподъемность начинает играть определенную роль

23.Преимущества и недостатки использования специализированного подвижного состава.

Преимущества специализированного пс:

1 появляется возможность перевозить такие грузы, которые не могут быть перевезены на универсальных пс(скоропортящиеся, длинномерные, бестарные, насыпные, навалочные)

2 повышение сохранности качества груза при перевозке(скоропорт.)

3 сокращение потерь груза при перевозке и прр(перевозка цемента, минеральных удобрений, строительной смеси)

4 значительное сокращение потребности в таре даже при перевозке штучных грузов(перевозка хлеба)

5 повышенная безопасность и улучшенные условия труда особенно при перевозке опасных химических веществ и нефтепродуктов.

6 создаются условия для высококачественных механизмов прр в том числе при использовании самосвалов и авто-самопогрузчиков для тех грузополучателей которое не имеют своих средств для проведения прм

7 появляется возможность организации по системе движения тяговых плеч

При использовании автопоездов в составе сидельных тягочей с полуприцепом

8 экономическая эффективность применения пс доказана применением цементовозов с пневматическим разгружателем, что позволяет сократить потери на 30%

Недостатки:

Узкая специализация

Полностью исключается использование обратных груженых пробегов

Меньшая грузоподъемность, чем у соответствующих пс с универсальной бортовой платформой за счет повышения собственной массы при установлении собственного кузова.

У специализированного пс значительно дороже техническое обслуживание, выше суммы осмотра и з/п водителей.

24. Маршрутизация перевозок грузов: понятия маршрут перевозки, длина маршрута, оборот подвижного состава, требования к разрабатываемым маршрутам, виды маршрутов и оценка их эффективности

Орг-я движения ПС должна обеспечивать наибольшую производит-ть и наименьшую себестоимость.

Маршрут перевозки – целенаправленно выбранный путь движения а/м от начального пункта погрузки до возврата на него или до конечного пункта выгрузки, обозначенный последовательностью пунктов завоза и вывоза грузов.

Длина маршрута – путь, пройденный а/м от нач до кон-го пункта маршрута.

Оборот ПС – законченный цикл двжения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением пс в начальный пункт, из кот оно началось с выполнением всех операций.

Требования к разрабатываемому маршруту:

1) соответствие путей сообщения величине грузопотоков;

2) полное исключение встречных и сокращение повторных перевозок;

3) совместимость грузов при перевозке, т.е возможность последовательной перевозки различн. грузов без предварительной подготовки пс;

4) движение пс м/у грузопунктами по кратчайшим расстояниям, по улицам и дорогам с твердым покрытием и наименьшей интенсивностью движения;

5) обеспеч-е возмож-ти движения пс с макс для данных условий скоростью, но с обязательным обеспечением безопасности движения;

6) макс производительность пс и минимальная себестоимость перевозок.

Виды маршрутов и оценка их эффективности.

· Маятниковые

· Кольцевые маршруты с последовательной подачей порожних а/м в очередные пункты погрузки, развозочные, сборные и сборно-развозочные.

Для маятниковых и кольцевых маршрутов в кач-ве критериев их эффективности можно исп-ть коэф-т исп-я пробега(чем больше его значение, тем меньше будет расход-ся ресурсов и будет ниже себестоимость перевозок)

25. Маятниковые маршруты: с обратным груженым пробегом, с обр-м не полностью груженым пробегом, с обратным не груженым пробегом.

Маятниковый м-т – такой мар-т, на кот движ-е а/м м/у 2мя пунктами многократно повторяются.

В завис-ти от исп-я пробега сущ-т 3 вида маятн. маршр:

- с обратн не груж пробегом

- с обрат груженым пробегом

- с обрат не полностью гр пробегом

Маятниковый мар-т с обр. не груженым пробегом(простой маятн мар-т)

А/м загружается в п. А, перевозит груз в п. В на расстояние lег, в п.В а/м разгружается и совершает холостой пробег lx обратно в п.А.

На данном м-те за 1 оборот ПС соверш-ся 1 ездка с грузом.

β=

Данный мар-т яв-ся самым нерациональным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: