ФУ прикладного характера

К ним относится большая группа упр. в основных, жизненно необходимых двигательных д-ях естеств. типа. Осн. движения вкл. способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В ЛФК формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний НС и ОДА. Включение основных движений в содержание различных форм ЛФК способствует развитию внимания, восприятия представлений, воображения, волевых качеств, а также способствует повышению эмоционального тонуса. Неоценима роль прикладных упр. для развития пространственных ориентировок, глазомера, умения действовать в коллективе.

Ходьба – осн., естеств. вид движения циклич. типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба хар-ся свободным, естеств. положением тела с симметр. расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигат. навыка возникают у ребенка в конце 1-го – начале 2-го года жизни. Затем, в раннем и дошк. возрасте, ходьба совершенствуется, появляется координация в движениях рук и ног, увеличивается длина одиночного и двойного шага, уменьшаются разброс нот в стороны и раскачивание туловища при ходьбе, устанавливается ее ритмичность. Особенности развития ходьбы учитываются при занятиях ЛФК. Дети 2-го года жизни во время ходьбы должны сохранять прямое направление. Различные приемы ходьбы способствуют развитию этого важного навыка. С указанной целью используются ходьба по начерченной дорожке, широкой доске, перешагивания. На 3-м и 4-м году жизни вводятся упр. в ходьбе с равномерным шагом, по узкой дорожке, гимн. скамейке, с содружественными движениями рук и ног, с изменением темпа.

В старш. дошк. возрасте во время занятий ЛФК ходьбу вкл. во все части занятий, преимущественно во вводную и заключительную. Упр. усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, пятках, внутреннем и наружном краях стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий и т.д. Для восстановления равномерности и длины шага используются следовые дорожки и другие пособия. При восст. двигательного навыка в результате лечебных и лечебно-воспитательных мероприятий ходьба ребенка характеризуется вертикальным положением туловища, хорошей осанкой с симметричным расположением рук, развернутыми. плечами, подтянутым животом, равномерной длиной шага и ритмичными, координированными движениями рук и ног.

Бег. Это движение циклич. типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновр. отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета. На первом этане формирования двигат. навыка бег отличается мелкими семенящими шагами, неритмичностью, опорой на всю ступню, потерей равновесия. В дальнейшем, под влиянием обучения и условий, способствующих формированию указанного вида движений, развиваются полетность, сохранение правильной осанки во время бега, координированные движения рук и ног, соблюдение направления. Физиологические особенности бега позволяют использовать его в качестве упр., резко повышающего физ. нагрузку при благоприятных сдвигах в состоянии вегетативных систем. Фаза полета усиливает быстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствуя восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекают в работу большинство с-м орг-ма (кровообращение, дыхание. обмен веществ и т д.), деятельность которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологич. резервов детск. орг-ма.

Как физ упр. бег может вкл. в занятия ЛФК по мере формирования, начиная с 3-го года жизни. Обучение бегу проводится во время спец. упр. и в подв. играх. На 3-м и 4-м году жизни основными требованиями к ребенку во время бега должны быть соблюдение направления движения, затем координация работы рук и ног. На 5-м и 6-м году совершенствование техники бега происходит за счет увеличения скорости передвижения, ритмичности, сохранения осанки. У детей старш. дошк. возр. бег в ЛФК исп. весьма широко, при этом применяется бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, с препятствиями, с заданиями на ориентировку, врассыпную.

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к осн. движениям циклич. типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидность (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце жизни, когда появляется ползание на животе. Развитию навыка способствуют условия воспитания и упражнения: выкладывание на живот на твердой опоре, стимуляция передвижения яркими игрушками и т. д. На 6-7-м месяце жизни ребенок при ползании на животе может менять направление передвижения, отмечается перекрестная координация рук и ног. На 7-м месяце дети начинают ползать на четвереньках, с опорой на кисти и колени, в дальнейшем развивается ходьба на четвереньках. Лазание как дальнейшая форма развития передвижения на четырех конечностях формируется на 2-м году жизни. При этом вырабатываются и совершенствуются цикличность движений рук и ног, точность направления, чередование отдельных фаз и т. д.

Как физ. упр. ползание вводится в занятия ЛФК очень рано, с 5-го месяца (при отсутствии задержки в развитии); оно способствует созданию оптимальных условий для возникновения навыка. В конце 1-го года жизни и, особенно, на 2-м вкл. упр. в лазании (сначала по дорожке ограниченной ширины, затем по гимн. скамейке), различного рода подползания и перелезания. Лазание в вертик. направлении (по гимн. стенке, наклонной плоскости и др.) проводится у детей дошк. возраста, при этом исключают висы и длительное статич. напряжение мышц. Ползание создает наилучш. условия для формир. правильной осанки и мышц, обеспечивающих антигравитационные реакции в вертик. положении тела, поэтому оно широко исп. в методиках ЛФК при многих ортопедических заболеваниях, а также при травмах позвоночника.

Прыжки - основное движение ациклич. типа. При прыжках отсутств. повторение одинак. д-ий, а весь процесс его выполнения состав. единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовит. (в виде размаха, приседания или разбега), осн. (отталкивание и полет), заключит.льную (приземление). Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с последующим снижением нагрузки. Во время прыжков физиологич. нагрузка связана не только с мышечн. работой, но и со значит. возд-ем на суставы и связки, НС. Развитие двигат. навыка начинается с конца 1-го года жизни, с ритмичных приседаний без отрыва ног от опоры, затем возн. ритмичные подпрыгивания, которые на 2-м году переходят в подпрыгивания на месте, спрыгивание в глубину и прыжки в длину с места. К 3 годам этот навык отмечается у большинства детей. Дальнейшее развитие прыжка сводится к совершенствованию координации, появлению энергичного толчка, приседания перед прыжком, мягкого приземления. В ЛФК прыжки используются не ранее 3-го года жизни. При этом учитываются этапы формирования навыка, в упр. осн. внимание сначала обращается на технику приземления. Подготавливающими к прыжкам явл. упр. в приседаниях с параллельной постановкой стопы, отведением назад рук, их взмахом и т. д.

Метание – движение ациклич. типа, прикладной, скоростно-силовой вид ФУ. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укрепл. мышц верхн. конечн. и гр. клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигат. навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из рук и отталкивает игрушки. К концу года он уже бросает предметы как обеими, так и одной рукой. К концу 2-го года появляется замах при броске. Метание на дальность дается детям легче, чем метание в цель, которое требует координации силы, направления броска и учета расстояния до цели. Поэтому метание в цель осущ. при достаточно развитой точности зрит. восприятия и высокой координации движений, в то же время являясь прекрасным упр. для восст. и развития этих качеств. У детей метание вкл. в содержание различных форм ЛФК для решения таких леч. задач, как восстановление координации движений, тренировка мышц верхн. конечн., гр. клетки, растяжение плевральных спаек, повышение эмоционального уровня проводимых занятий, а также повышение физич. работоспособности в связи с благоприятными возможностями при помощи метания широко менять уровень физ. нагрузки. Для метания исп. мячи, мешочки с песком, набивные мячики разной массы, кольца и другие пособия. Разнообр. упр. в метании обеспечивают выработку его техники, развитие глазомера, координацию движений и ловкости.

Строевые упр.– Ф.У., способствующие организации д-ий детей в коллективе при проведении различных форм ЛФК и ФВ. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете ЛФК, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упр. способств. формированию правильной осанки и сохранению положит. эмоц. тонуса. В занятиях прим. построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг или полукругом. Перестроение проводится из шеренги в колонну и наоборот, в круг и т. д. Размыкание и смыкание исп. при подготовке к выполнению упр. и после их окончания.

Спорт. виды Ф.У. объединяют большую группу упр., связанных с различными спорт. занятиями; с воспитат. и леч. целью преимущественно исп. техника спорт. движений. При этом сохр. эмоц. окраска, возд-е на психику ребенка красоты спорт. упр. При их выборе учитывается возможность дозировки физ. нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения.

Плавание. Этот вид спорт.упр. сочетает закаливающее д-е водн. процедуры с движениями в воде. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в ЛФК при атрофических процессах в мышцах, при параличах, парезах, заболеваниях ОДА, суставов и т.п. Анатомо-физиологич. особенности детск. орг-ма позволяют освоить навык плавания еще в раннем возрасте, с первых недель жизни. Как в ФВ, так и в ЛФК ребенка вначале приучают к нахождению в водной среде, затем умению удерживаться в воде, а затем уже к координированным движениям. В дошк.возр. возможно овладение различными способами плавания: кроль на груди и на спине, брасс. В старш.дошк.возр. осваивается и такой сложный стиль, как дельфин. В процессе обучения плаванию и во время занятий могут использоваться разного рода поддержки и вспомогательные средства, увеличивающие плавучесть. Применение плавания в ЛФК требует специальных условий. Для детей раннего возр. примен. индивидуальные ванны, в дошк.возр.– бассейны для леч. плавания. Упр. в воде могут проводиться в спец. ваннах. В учреждениях санаторного типа занятия по леч. плаванию могут проводиться и в открытых водоемах после их предварительной подготовки и только в летний период при благоприятных метеорологических условиях.

Коньки. Катание на коньках – циклич. вид спорт. движения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижн. конечн. Коньки обычно исп. в леч.-профилакт. учреждениях санаторного типа, их применение способств. улучшению координации движений, закаливанию, повышению физ. работоспособности, а также воспитанию двигат. качеств и воли ребенка. Упр. в передвижении на коньках использ. при наличии соответствующих гигиенич. условий; точно пригнанной по размеру ног обуви, одежды, оборудованного катка или ледяной дорожки. В летний период применяется катание на роликовых коньках по асфальту.

Лыжи. Ходьба на лыжах – циклич. движение спорт. типа, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увеличению физ. работоспособности, развитию силы, ловкости, быстроты, равновесия, повышению неспецифич. сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности ССС, дыхат. сист., НС. Передвижение на лыжах стимулир. обменные процессы, развивает пространств. ориентировки и координацию движений. В ЛФК лыжи находят применение на различн. этапах реабилитации начиная с дошк. возраста, как прекрасное ср-во адекватной тренировки орг-ма к повышающимся нагрузкам. При исп. ходьбы на лыжах как одной из форм ЛФК подготавливаются инвентарь, одежда детей, разрабатывается и оборудуется лыжная трасса. Инструктор ЛФК, проводящий занятия, уточняет дозировку нагрузки, общ. длительность ходьбы, ее темп, затем объясняет детям правила поведения, проверяет одежду, состояние лыж, ботинок, креплений палок. Целесообразно в занятия в зале вкл. подготовительные к ходьбе на лыжах упр..

Санки. Катание на санках относится также к спорт. видам Ф.У. Во время этого движения сочетаются закаливание, ходьба/бег и другие движения, вовлекающие в работу все мышцы ребенка. Включая катание на санках в режим дня как одно из упр. ЛФК, следует обеспечить дозировку физ. нагрузки (число подъемов и спусков, расстояние при катании, направление движения, положение при катании, сочетание с ходьбой или бегом и т. д.), закаливающее воздействие температурных факторов. Катание на санках, как и другие виды спорт. упр., требует тщательного соблюдения сан-гиг. требований к одежде, трассе, инвентарю.

Велосипед. Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упр., оказывающее сильное воздействие на детск. орг-м в связи со значит. физ. нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклич. мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологич. с-м, позволяя использовать велосипед для увеличения физ. работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для больных как элемент ЛФК начиная с 3-летнего (трехколесный) и с 6-7-летнего возраста (двухколесный - для детей, овладевших этим навыком ранее).

Подвижные игры. Как средство ЛФК занимают особое место как в ФВ ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное возд-ие на его орг-м и высокую эмоциональность. Игра – специфич. вид детск. деятельности, а подв. игра явл. сознательной детск. деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подв. игр сост. разнообр. виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и т. д. Структуру подв. игры и взаимодействие играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подв игры по сравнению с другими ср-вами ЛФК определяются их эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положит. эмоциональному настрою. На положит. эмоц. фоне значительно увелич. функц. резервные возможности орг-ма, обеспечивая оптимальн. условия для сонастроенности разл. с-м и их тренировки. Двигат. деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообр. мышцы, способствуя рассеянной мышечн. нагрузке и предупреждая утомление. Исп. подв. игр в ЛФК предъявляет к их подбору определенн. требования: возможности регулирования физ. нагрузки, управления физиологич. сдвигам, связанными с эмоциональной окраской игровой деятельности, развития двигат. навыков и качеств, а также решения определенны леч. задач. Физ. нагрузка во время подв. игры определ. особенностями самой игры и ролью ребенка в ней. По уровню общей физ. нагрузки все подв. игры можно условно разделить на три группы.

Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в И.П. сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост, движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошк. возр. ролевые подв. игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физ. упражнениям с небольшим числом повторений. Примером игр малой подвижности с физ. нагрузкой ниже средней могут быть у детей раннего возраста потешки типа «сорока-ворона кашу варила», или «мальчик с пальчик», в дошк. возрасте – элементы школ мяча, имитационные игровые упр. и т. п.

Игры средней подвижности прим. как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий ЛФК, обычно в конце осн. части. Двигат. деятельность в этх играх проявл. движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физ. нагрузка в играх средней подвижности увелич до средней интенсивности. В раннем возрасте примером игр средней подвижности могут быть игры типа «догоню-догоню».

Игры большой подвижности сопровождаются физ нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко исп. на общем двигат. режиме больниц и в санаториях, а так в составе занятий ЛФК. К ним относятся широко известные детям «пятнашки», или «салки», «кошки-мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и т.д

Эмоции, возн. у детей во время подв. игр, зависят не только от подбора игры, обстановки, в которой она проводится, но и от роли, выполняемой ребенком, и успеха в ее реализации. Поэтому распределение ролей должно соотв. принципу доступности, соответствия возможностям больного ребенка. Разнообразие подв игр, широкая возможность их варьирования создают прекрасные условия для целенапр. формирования и тренировки двигат. навыков и качеств, а также для решения частных, специальных леч. задач. Напр., при необходимости увеличения подвижности позвоночника исп. вариант игры в «пятнашки» – «висячие пятнашки», когда нельзя осаливать ребенка, находящегося в положении чистого или смешанного виса на гимн. стенке; или игра в «футбол», при которой все игроки и вратарь находятся на четвереньках.

Включение подв игр в содержание занятий и в другие формы ЛФК предъявляет определенные требования к инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методич. приемов. К ним относится соответствие х-ра игры возрасту детей. Так, в раннем и дошк. возрасте не прим. деление на команды и группы, осн. значение приобр. подражание определенным действиям или образам, правила должны быть простыми, порядок и очерёдность действий – ясными для играющих. К метод. особенностям относ. подбор игр в соответствии с леч., леч.-пед. и воспитат. задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигат. навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания. Перед игрой средней и большой подвижности выполн небольшой комплекс ФУ, обычно содержащий упр. в основном движении, используемом в игре (бег, прыжок, лазание, метание), а после окончания игры включаются ходьба с постепенным замедлением, упражнения на координацию движений, либо проводится игра на внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: