Глава 3. Особливості корекції і профілактики тривожності УМОВИ ЕФЕКТИВНОСТІ????
3.1.
При описании проблем подросткового и юношеского возраста Филипп Райс чаще всего использует социальный подход. Развитие и поведение тинэйджеров он рассматривает в неразрывной связи с картиной современного общества. Немало внимания уделено жизни и субкультурам различных молодежных групп. (Талызина Н.Н., 2012)
По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать 3 взаимосвязанных направления:
·. Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;
·. Непосредственная работа с подростками. Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности, при психокоррекции, помимо "возрастных пиков" - на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка, подростка;
|
|
·. Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности.
Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.
Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку.
Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ - от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации.
Для повышения эффективности коррекции во многих, случаях необходима "терапия среды", как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.
|
|
А.М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:
тревожность подросток коррекция профилактика
· Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.
· Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.
· Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.
· На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
· При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.
Методи корекції соціальної тривожності у підлітків
Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:
· Медицинская реабилитация.
· Социально-педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.
· Психологическая - это ликвидация признаков девиации личности.
Кратко охарактеризуем эти направления:
Медицинская коррекция - это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, поэтому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.
Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.
Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Сюда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.
Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности. Для оздоровления нервно-психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико-педагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.
Згідно поставленої нами проблеми, ми вирішили, що саме групова форма роботи з підлітками буде більш продуктивною для усунення бар'єрів у спілкуванні. Саме тренінгова робота дає змогу її учасникам вільно взаємодіяти між собою і спробувати різні способи спілкування. МИ ДОСЛіДЖУЄМО ТРИВОЖНІСТЬ ЧОМУ зразу перше речення - спілкування
(Думаю краще в цьому пункті залишити загальні особливості тренінгу, а самі вправи кинути в додаток. Тут займає великий обсяг) Ви абсолютно праві
|
|
Тренінг «Дозволь собі бути щасливим» складається з занять, що розвивають уміння спілкуватися, конструктивно виявляти свої думки і почуття, підтримувати з людьми гарні стосунки, залагоджувати конфлікти і допомагати іншим. Це сприятиме формуванню у молодих людей почуття власної гідності, позитивного ставлення до життя і усвідомленню доцільності свого існування (Баб'як Т. Корнієнко І).
Тренінг розрахований на учнів старших класів шкіл, учнів ПТУ, студентів коледжів і вищих закладів освіти — на всіх, хто цікавиться проблемами спілкування і хоче поліпшити міжособистісні стосунки.
Кожне заняття складається з трьох частин:
1) теоретичного матеріалу, який подається у формі міні-лекції;
2) практичних вправ, під час виконання яких учні можуть оволодіти необхідними інтерперсональними вміннями і практично використати набуті теоретичні знання;
3) обговорення цих вправ.
Запитання, на які (якщо є бажання) відповідають учні під час обговорення, можуть бути такими:
— Чи важко було мені виконувати цю вправу?
— Що нового я відкрив для себе, чого навчився?
— Які почуття викликає в мене виконання вправи?
Кожне заняття має починатися з ритуалу привітання, виробленого членами групи, обговорення почуттів, з якими прийшли до нього учасники, і закінчуватися обговоренням проведеного заняття.
Кількість занять, якщо потрібно, збільшити або зменшити.
Тривалість занять — від півтори до трьох годин (із перервою).
Перед тим, як приступити до проведення тренінгу, слід ознайомити членів групи із такими правилами: