|
|
|
|
Рис.1 Зона возможного заражения местности аммиаком при аварии автомобильной цистерны по методике [1]
Рис.2 Мгновенный выброс аммиака
Результаты расчетов представлены в таблице 1
Таблица 1.
№ | Расчетный параметр | Значение расчетного параметра |
Qэ1 – количество в-ва в первичном облаке | 0.001009 т. Перевести в литры | |
Qэ2 – количество в-ва во вторичном облаке | 0.083895 т. Перевести в литры | |
Г1 – глубина зоны заражения для первичного облака | 0.38 км. | |
Г2 – глубина зоны заражения для вторичного облака | 1.05 км. | |
Г - полная глубина зоны заражения | 1.24 км. | |
S в – площадь зоны возможного заражения | 2.4 км2 | |
S ф – площадь зоны фактического заражения | 0.206 км2 | |
t – время подхода зараженного облака к объекту | 0.004 ч. Мин | |
T – продолжительность поражающего действия АХОВ | 82 мин. |
Расчеты произведенные по нормативной методике [1] и представленные выше не учитывают ряд факторов и особенностей, которые будут присутствовать в фактической аварийной ситуации. Так, например, как показали исследования, проведенные в Санкт-Петербугском университете ГПС МЧС России, [2], необходимо учитывать разлив АХОВ при разгерметизации (разрушении) не только в районе аварийной остановки, но и на участке торможения. Кроме этого, следует учитывать и такой поражающий фактор на личный состав аварийной команды и население как возможное воспламенение с последующим взрывом аммиака. Поэтому при оценке поражающего действия людей в результате аварий (разрушений) таких объектов на транспорте следует рассматривать комплексное воздействие на них токсического облака заражения и возможной ударной волны от воспламенения газопаровоздушной смеси.
В соответствии с предложенной методикой, проведем оценку возможной химической обстановки с учетом факторов фактической аварийной ситуации складывающейся по следующему сценарию: при транспортировании 20 тонн аммиака на хладокомбинат по маршруту …………..(указать от до …. Кокретный маршрут по катре) в районе показать точку на карте произошел террористической акт подрыва цистрены с аммиаком.
Рассмотрим порядок выполнения обстановки при авариях (разрушениях) резервуаров с АХОВ, перевозимых автотранспортом, на примере: в результате террористического акта в г. Кострома на улице Зеленая произошла разгерметизация автоцистерны с аммиаком в количестве 20 тонн.
При разгерментизации автоцистерн, превозящих АХОВ, следует принять наиболее возможные варианты:
- образование пробоины (трещины) в днище цистерны;
- образование пробоины в боковой части цистерны;
- разрушение полностью цистерны с разбросом содержимого АХОВ.
При выявлении химической обстановки при авариях такого рода объектов следует учитывать распространение зараженного облака как с участка пролива от момента разгерметизации цистерны до состановки транспорта, так и с учестка последующего пролива при остановке.
|
|
|
|
V
Рис.4 Аварийный пролив аммиака в движении
Результаты расчетаов химической обстановки при аварийномго пролива проливе аммиака при в движении транспортного средства представлены в таблице 2 и 3
таблица 2.
№ | Расчетный параметр | Значение расчетного параметра |
- количество в-ва в первичном облаке | 0,00013т. литры | |
– количество в-ва во вторичном облаке | 0,0022т. литры | |
- глубина зоны заражения для первичного облака | 0,24км. | |
- глубина зоны заражения для вторичного облака | 0,0350км. | |
Г – полная глубина зоны заражения | 0,25км |
таблица 3.
№ | Расчетный параметр | Значение расчетного параметра |
- количество в-ва в первичном облаке | 0,001800 литры | |
- количество в-ва во вторичном облаке | 0,076457 литры | |
- глубина зоны заражения для первичного облака | 0,50 км | |
- глубина зоны заражения для вторичного облака | 1 км | |
Г - полная глубина зоны заражения | 1,25 км |
Сравнивая результаты, полученные по методике [1] и [2] мы видим что полная глубина зоны заражения в первом случае будет меньше чем при движении цистерны.
|