Действия, противоположные перечисленным выше, естественно способствуют снижению и устранению мышечных напряжений. 12 страница

В отличие от способностей задатки могут долгое время сохраня ться и без специального тренинга. Так,

хорошая зрительная память или абсолютный слух могут оставаться у человека на протяжении всей жизни на высоком уровне и без занятий живописью или музыкой, но в силу их невостребованности они в большинстве случаев оказываются бесплодными и не становятся подлинными способностями.

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Еще Платон полагал, что способности человека являются врожденными и все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Галь- тона, двоюродного брата знаменитого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина. Книга великого родственника, автора «Происхождение видов...» потрясла Ф. Гальтона и определила его дальнейшую научную судьбу. Гальтон стал последовательным дарвинистом и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Первая книга Гальтона «Наследственность таланта, его законы и последствия» вышла в 1869 г. В этой и последующих других книгах Гальтон утверждал, что гениальность и талантливость передается по наследству из рода в род. При этом семьи высокообразованных аристократов, имеющих в своей родословной знаменитых людей, прославившихся на военном, научном или государственном поприще, в этом отношении держат первенство. Факторы внешней среды не играют при этом существенной роли.

С момента выхода работ Гальтона идеи, выраженные в них, подвергаются постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, с другой — зависимость проявления способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.

Выводы Гальтона о наследуемости природных способностей были сделаны им на основании изучения интеллекта близнецов. Ученым известны факты поразительного сходства в характере и в образе мыслей однояйцевых близнецов, т. е. развившихся из одной яйцеклетки. Такие близнецы обладают одинаковым генетическим потенциалом и генетически идентичны. Они имеют одинаковую группу крови, очень похожи внешне, часто видят одинаковые сны, выбирают одну и ту же профессию и влюбляются в одних и тех же женщин.

Известно, что у отца И.С. Баха — Иоганна Амброси- уса был брат-близнец — Иоганн Христофер. Братья были похожи друг на друга и в форме выражения своих музыкальных мыслей. Такую же идентичность в музыкальной интерпретации показывали немецкие оперные дирижеры Вольф и Вилли Хейницы. Во время антракта они могли заменять друг друга у пульта и никто из публики и из выступающих на сцене певцов этого не замечал.

Известны слова знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона о том, что гений — это 99% пота и только 1% вдохновения. Выдающийся польский пианист Игнаций Падеревский, отвечая на вопрос, в чем секрет его замечательных пианистических достижений, говорил: «Один процент таланта, девять процентов удачи и девяносто процентов труда».

Признавая огромную роль труда в развитии природных задатков в способности и достижении на их основе высоких результатов, ученые, изучающие проблему способностей, имеют несколько другое мнение на этот счет. В серии статей, вышедших в 70-х гг. XX в., американский психолог Артур Дженсен отмечал, что каждый человек может успешно развивать свои способности в процессе упорного и кропотливого труда. Но развитие способностей возможно только до определенного предела, отпущенного природой. Подняться выше уровня, предопределенного судьбой, невозможно, какие бы усилия человек не прикладывал. Преодолеть генетические ресурсы мозга, по мнению А. Дженсена, невозможно. Гениальным человек становится не в результате упорного и самоотверженного груда, гениальность является ему как подарок судьбы.

Сторонника генетической предрасположенности в проявлении способностей мы находим и в лице известного английского психолога Ганса Айзенка, который в ходе своих многолетних исследований пришел к выводу, что в структуре успеха таланта 80% составляют генетические факторы. Генетическую основу имеют словесно-речевые способности, память, способность воображения, способности к вычислениям. 20% зависят от социальных условий, куда входят условия в семье, школе, удача и счастливый случай. Хотя это соотношение генетических и социальных факторов трудно проверить экспериментальным путем, эти цифры вошли во многие западные энциклопедии.

В упомянутой выше книге Гальтона приводятся примеры некоторых семей, у которых способности к тому или иному виду творчества передавались по наследству. В частности, у предков Баха незаурядная музыкальная одаренность впервые была зафиксирована еще в 1550 г. и с наибольшей силой проявилась через пять поколений в гении И.С. Баха. В семействе Бахов было около 60 музыкантов; около 20 из них были признаны выдающимися. В семье Моцарта было пять музыкантов, в семье Гайдна — двое.

Для многих молодых музыкантов очень важным является вопрос о специализации. Специальность, выбираемая музыкантом, должна соответствовать психодинамическим особенностям его темперамента и характера. Качества темперамента, которые хороши для одного вида деятельности, могут оказаться мало пригодными для другого ее вида. Главными моментами в выборе музыкантом той или иной специализации могут оказаться совсем не музыкальные способности, а такие чисто психологические показатели, как уровень нейротизма, интроверсии и экстраверсии, преобладание правогюлушарного или левополушарного сознания. Такие виды специализации музыкальных профессий, как учитель музыки, концертный исполнитель, артист хора или оркестра, композитор, дирижер, музыковед, теоретик для своей реализации требуют различных психологических качеств. Но на это, к сожалению, не обращается должного внимания.

Для понимания особенностей своего темперамента и личностного склада музыкантам могут помочь специальные психологические тесты и опросники, выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях. Тесты Айзенка, Кеттела, Люшера, Леонгар- да, Тэйлора и некоторые другие, несложные в обработке и не очень громоздкие по объему, могут значительно облегчить проблему профессионального самоопределения молодого музыканта, помочь ему найти ту социальную нишу, в которой он сможет себя чувствовать наиболее уютно.

Предлагаемый тест Айзенка (см. Приложение) нацелен на выявление в личности уровня нейротиз- ма и фактора экстраверсии — интроверсии. Люди с высоким уровнем нейротизма характеризуются как вспыльчивые, нервные, впечатлительные, беспокойные и тревожные. Лица с низким уровнем нейротизма отличаются уравновешенностью, невозмутимостью, высокой самооценкой.

Экстраверты отличаются общительностью, обращенностью во внешний мир, легкой приспособляемостью к социальной среде. Но они могут быть излишне импульсивны, поверхностны в чувствах и склонны совершать необдуманные поступки. Интроверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью к уединению. Они мгглообщительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений.

При сочетании интроверсии с высоким уровнем нейротизма не рекомендуются специализации, связанные с интенсивным общением с людьми. Здесь больше всего подходит исследовательская работа — теоретическое музыкознание, композиторское творчество, работа музыкального редактора.

При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма предпочтительнее специализации, в которых человек может удовлетворять потребности в интенсивном общении. Это — работа в оркестре, хоре, ансамбле. Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень высокий.

Интровертам с низким уровнем нейротизма можно рекомендовать административную деятельность, связанную с организацией и управлением, исследовательскую и редакторскую работу, а также изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов.

Экстраверты с низким уровнем нейротизма оказываются хорошими организаторами, дирижерами, концертными исполнителями.

Все эти рекомендации, однако, не надо понимать как нечто абсолютное. Можно найти много примеров из жизни, когда в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.

Другие тесты, даваемые в приложении, направлены на выявление предрасположенности к занятиям в конкретных видах музыкальной деятельности. Совершенно очевидно, что качества личности, необходимые эстрадному исполнителю, могут оказаться необязательными для работы педагога или музыканта-теоретика, и наоборот. Так, для специализации в области сольной концертной деятельности важным моментом оказываются такие черты личности, как желание демонстрировать свои таланты перед публикой, стремление к тщательности отделки музыкального произведения, потребность в соревновании с другими. Для специализации в области педагогической деятельности наиболее важными моментами оказывается стремление к общению, любовь к детям, интерес к методикам обучения. Для дирижерской деятельности наиболее значимым оказывается умение организовывать и вести за собой коллектив, общительность, пластическая и мимическая выразительность в передаче характера музыкальных интонаций.

Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком — так, чтобы потенциальные слушатели (знатоки и любители) захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке.

Для композитора самым важным будет стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов, а не демонстрация своих возможностей, как это можно видеть у исполнителей, и не общение с другими людьми, как это можно видеть у педагогов и дирижеров.

По данным английских психологов А. Кемпа и П. Мартина, которые исследовали черты личности студентов музыкальных колледжей при помощи тестов Ай- зенка и Кэттела, для учащихся струнного отделения — скрипачей, альтистов, виолончелистов — оказались наиболее характерными такие черты, как интроверта - рованность, застенчивость, самодостаточность (см.: 212), По данным Д. Дэвиса, к этим характеристикам примыкает и повышенный уровень тревожности. У студентов, занимающихся на медных духовых инструментах, исследователи обнаружили невысокий уровень интеллектуальных достижений, малую чувствительность, зависимость от мнения группы, т. е. конформизм, тенденцию к соглашательству с другими.

Более разнообразные характеристики личностных черт были обнаружены при обследовании пианистов. Для них оказались свойственны экстравертирован- ность, хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность. Вокалисты, по данным А. Кемпа, имеют отчетливо выраженные черты экстравергированности, независимости от мнения окружающих, сраженную чувствительность, артистичность и утонченность натуры.

Для проверки своего психического самочувствия можно воспользоваться тестом Спилбергера на определение тревожности (см. Приложение). Чем выше уровень тревоги, замеряемый тестом, тем меньше удовлетворенность жизнью и больше шансов заболеть какой-либо болезнью. При высоком уровне тревожности в исполнении часто страдает ритмическая сторона, а при публичном исполнении возможны нежелательные срывы. Высокая тревожность часто связана с повышенной эмоциональностью, что может способствовать композиторской деятельности, но мешает в исполнительской и педагогической работе.

Какими бы способностями ни располагал музыкант от природы, ему, как и каждому человеку, стремящемуся чего-то достичь в жизни, приходится прикладывать немало волевых усилий для преодоления барьеров внутреннего и внешнего плана. Но нередко, желая приобрести некоторые положительные психологические качества, человеку не хочется отказываться от своих недостатков, с которыми он сжился и с которыми ему приятно и удобно жить. Преодоление лени, гневливости, застенчивости, расхлябанности в работе требует немалого труда, труд требует воли, а воля — большого желания. Первый шаг в воспитании желаемых качеств характера — осознание степени развитости волевых сторон личности. Тест, даваемый в Приложении, поможет это сделать.

Размышление над тестами позволит учащемуся глубже проникнуть в особенности своей личности, облегчить нелегкий выбор профессионального самоопределения, глубже узнать сильные и слабые стороны своей личности.

Выводы

Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. В субъективном плане человек может развивать свои способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность. Очень важным поэтому оказывается правильный выбор профессиональной специализации, при котором потенциальные возможности совпадают по своему характеру с тем видом деятельности, который музыкант выбрал для себя в качестве основного. Обычно хорошая успеваемость по этому выбранному виду деятельности говорит о совпадении возможностей и интересов. Но не исключаются и такие случаи, когда успеваемость по выбранной специальности хорошая, но душевного удовлетворения она музыканту не приносит; попав в тиски обстоятельств, он принужден продолжать ею заниматься. Это должно стать поводом для серьезных раздумий по поводу правильности выбранного пути.

Вопросы для повторения

1. Как соотносятся способности и природные задатки?

2. Как могут проявляться способности людей с мыслительным и художественным типом нервной системы в музыкальной деятельности?

Рекомендуемая литература

Гончаров И.В. Гений в искусстве и в науке. М, 1991.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. Т. 1.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

1 2, Темпе ра мент и хара ктер___________

В романе А. Толстого «Воскресение» автор приводит такое интересное сравнение: «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» (178. С. 193- 194).

Эти различия между собой люди заметили с давних времен. Со времен Гиппократа в психологии утвердилось учение о темпераментах, что в перевод с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Такими частями в организме человека Гиппократ полагал четыре типа жидкостей — крови (по латыни — сангвис), лимфы (по-гречески — флегма), желчи (по- грсчески — холе) и черной желчи (по-гречески — ме- лана холе). Отсюда и возникли названия четырех типов темпераментов — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, — сохранившиеся до настоящего времени.

Физиологическое объяснение природы темперамента дал в своих исследованиях И.П. Павлов, который связал тип темперамента с основными свойствами нервной системы человека. И.П. Павлов рассматривал три таких свойства: 1 — силу нервной системы, проявляющейся в ее способности выдерживать длительное напряжение; 2 — уравновешенность нервных процессов торможения и возбуждения; 3 — подвижность нервных процессов, которая заключается в способности к быстрой смене возбуждения торможением, и наоборот.

Характеристики классических типов темперамента

По И.П. Павлову, к холерикам следует относить людей с сильным, неуравновешенным и подвижным типом нервной системы. В знаменитом «Салернском кодексе здоровья», написанном в XIV в., об этом типе сказано следующее:

Желчь существует. — она необузданным свойственна людям.

Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;

Много он ест. превосходно растет и легко восприимчив.

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан.

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным

(162. С. 112).

(Таков, например, д'Артаньян из романа А. Дюма «Три мушкетера».) Холерики, как видно из приведенной характеристики, эмоционально легко возбудимы и агрессивны. Неумение хорошо владеть своими чувствами нередко приводит холериков к осложнению отношений с окружающими. Но они бывают незаменимы в сложной обстановке, требующей решительных боевых действий.

К сангвиникам относят людей с сильным, уравновешенным и подвижным типом нервной системы, людей веселых и общительных, никогда не унывающих и умеющих видеть в жизни преимущественно светлые ее стороны. В Салернском кодексе про них сказано:

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре...

Склонностью он обладает к наукам любым и способен,

Ч го б ни случилось, он не легко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Считается, что сангвинический тип наиболее гармоничен в своих взаимоотношениях с окружающим его миром, но и у этого типа, как и у каждого из рассматриваемых, есть свои недостатки. (Таков Атос.)

Флегматики по своей природе малоподвижны как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов. В силу этого уравновешенны, спокойны, ровны в обращении и их трудно вывести из себя внешними обстоятельствами. Это — сильный, уравновешенный, инертный тип, обладающий большой выносливостью и трудоспособностью. Медленно входя в работу, они всегда стараются довести ее до конца.

Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.

Жир порождает она и ленивое крови движенье.

Сну — не занятьям — свои посвящает флегматик досуги...

(Подобными качествами среди героев романа А.Дюма отличался Портос.)

Меланхоликов отличает высокая чувствительность нервной системы, которая приводит к тому, что они гораздо раньше замечают в окружающей среде признаки какого-либо надвигающегося события. Когда кругом все безмятежны, меланхолики по еле уловимым признакам могут предсказать, как будут развиваться дальше события. Именно из этого типа формируются наиболее дальновидные ученые и художники, остро чувствующие направление прогресса в науке и в искусстве. Высокая чувствительность и более раннее реагирование на возможные опасности приводит нередко к быстрой исто- щаемости нервных клеток, которые быстро входят в режим охранительного торможения. Поэтому меланхолики нередко отличаются мрачным, подавленным настроением и пессимизмом. Застенчивость, мнительность, нерешительность отличает людей этого типа.

Только про черную желчь еще ничего не сказа,\и.

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствуют вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.

Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.

(К людям такого типа принадлежал Арамис.)

Если сангвиников отличает интерес к еде, то меланхоликов — страсть к размышлениям. Размышляя, они видят неверные действия правителей, чем часто вызывают гнев с их стороны. В трагедии В. Шекспира «Юлий Цезарь» главный герой говорит:

Хочу кругом людей я видеть полных,

Приглаженных и крепко ночью спящих;

А этот Кассий тощий — слишком много

Он думает. Опасны эти люди.

Наблюдения Шекспира о том, что характер человека оказывается связанным со строением его тела, нашли подтверждение в экспериментах американского психолога Вильяма Шелдона, который выявил три типа индивидов — висцеротоников, соматотоников и церебротоникор.

Для висцеротоников оказалось характерным хорошее развитие внутренних органов и слабые соматические структуры. Таких людей больше всего привлекают простые радости жизни — вкусная еда. глубокий сон, ориентированность на детей и семью, приветливость в отношениях с людьми, жажда их любви и одобрения.

Для соматоников характерны хорошее развитие мускулатуры и жажда проявления активности во всех ее формах. Они энергичны, любят шумные игры, стремятся к господству и склонны к риску. Они но нуждаются в том, чтобы много есть и спать. Но им необходимы физические упражнения, тонизирующие их тело с хорошими мускулами.

Для церебротоников характерны преобладание умственной деятельности, сдержанность в проявлении эмоций, высокая скорость реакций и отсюда — беспокойные движения глаз и лица. Они плохо контактируют с другими людьми и не умеют предвидеть их поступки. Высокая чувствительность этого типа приводит к избеганию сильных раздражителей, интровертиро- ванности, особенно в трудные минуты жизни. Нередко они страдают расстройствами пищеварения.

Каждый человек выбирает такую профессию и такую сферу деятельности, которая соответствует его природному темпераменту. Церебротоники становятся хорошими учеными, соматотоники — хорошими спортсменами, геологами, строителями. Выбор сферы деятельности, противоречащей природному темпераменту, может привести к тяжелым невротическим заболеваниям.

Чистые типы темперамента встречаются редко. Гораздо чаще приходится иметь дело с многочисленными промежуточными типами, в которых можно найти черты различных типов темперамента. Крайние проявления любого типа темперамента с возрастом сглаживаются. Самовоспитание, развивающее самоконтроль, помогает человеку строить гармоничные отношения с окружающими. Холерики становятся менее взрывчатыми и импульсивными, флегматики — более динамичными, меланхолики — менее ранимыми. Природные свойства не исчезают, но они маскируются и компенсируются самоконтролем и условиями среды. Тем не менее от внимательного наблюдателя не сможет ускользнуть повышенная впечатлительность меланхолика и его деликатность в отношениях с другими; порывистость холерика, в любую минуту готового включиться в заинтересовавшую его деятельность; медлительность флегматика, которому приходится срочно заняться неотложным делом.

Низкореактивные и высокпреактивные типы

Одним из важных показателей темперамента является способность к накоплению и расходованию психической энергии. Индивиды различаются чувствительностью к окружающей обстановке. Одинаковые по своей силе стимулы вызывают у одних людей больший эффект, у других — меньший. Силу, с которой индивид отвечает на воздействия внешней среды, принято называть реактивностью, которая может быть высокой и низкой. Между ответом нервной системы на стимул — реактивностью и силой раздражителя существует обратная зависимость. Чем выше реактивность, тем меньший по силе стимул необходим, чтобы вызвать реакцию. Поэтому психологи делят людей на низкореактивных — дающих слабую реакцию на стимул, и на высокореактивных —дающих сильную реакцию на тот же стимул.

Для того чтобы нервная система нормально функционировала, ей нужно находиться в определенном оптимальном режиме возбуждения. Здесь уместна аналогия с электрической лампочкой. Одной надо для яркого свечения напряжение в 220 вольт, другой — 127. Реактивность тесно связана с возбудимостью индивида, его способностью давать реакцию на самый слабый раздражитель.

Возбудимости и реактивности противостоит работоспособность и выносливость, которые связаны с силой нервной системы. Чем меньше реактивность, тем больше выносливость, тем сильнее должен быть раздражитель, при котором достигается максимум работоспособности. Чем сильнее реактивность, тем слабее должен быть раздражитель, при котором нервная система впадает в охранительное торможение.

Поскольку каждый индивид имеет свое оптимальное рабочее напряжение, то низкореактивные индивиды стремятся как бы поднять уровень своего напряжения до оптимума через увеличение числа воспринимаемых раздражителей. Высокореактивные индивиды, быстро достигающие чрезмерного возбуждения и предела работоспособности, будут предпринимать действия по снижению уровня напряжения. Оптимальный уровень возбуждения будет таким образом представлять собой определенную зону, в рамках которой человек производит в процессе своей деятельности наименьшие физиологические затраты при максимуме производительности.

Поэтому низкореактивные индивиды будут выбирать такие виды деятельности, которые требуют высокой активности и будут искать среду, богатую различными стимулами. Это может быть шумная компания, громкая музыка, действия в напряженной и экстремальной ситуации.

В противоположность этому высокореактивные индивиды обладают пониженной потребностью во внешней стимуляции, поэтому они избегают среды, насыщенной сильными и разнообразными раздражителями. Поведение высокореактивных индивидов по сравнению с низкореактивными будет более пассивным, направленным на избегание опасных ситуаций.

Эти различия в темпераментах приводят людей к разным видам деятельности. Так, в занятиях спортом среди альпинистов и планеристов, чьи действия связаны с большим физическим риском, численно преобладают низкореактивные индивиды. Среди тех, кто играет в волейбол и баскетбол, т. е. занимается сред- нестимулирующими видами спорта, по сравнению с теми, кто не занимается спортом вообще, также преобладают низкореактивные индивиды, хотя и не в такой степени, как среди альпинистов и планеристов.

Такая же зависимость была выявлена и при исследовании людей, в работе которых присутствует различная степень социального риска. Оказалось, что в группе адвокатов, выполняющей работу, связанную с высокой степенью социального риска, значительно преобладают низкореактивные индивиды, тогда как в группе библиотекарей, деятельность которых не связана с социальным риском, численно доминируют высокореактивные индивиды (172. С. 197).

Можно предположить, что подобные же закономерности проявляются и в области музыкальной деятельности. Хотя конкретных исследований не проводилось, но по аналогии можно ожидать, что среди концертирующих музыкантов, деятельность которых связана с высо- костимулируюшими ситуациями публичного выступления, частыми переездами, обилием новых знакомств, будут преобладать низкореактивные индивиды, испытывающие потребность в сильном возбуждении. Среди музыкантов-теоретиков, музыковедов, хористов и оркестрантов, педагогов будут преобладать высокореактивные лица, для которых среда с отсутствием сильных стимулов и бедная раздражителями кажется более предпочтительной.

Таким образом, суммируя все то, что было сказано о высокореактивных и низкореактивных типах темперамента, мы можем заключить, что первые из них предпочитают ситуации и способы поведения, в которых преобладает спокойная размеренная обстановка с элементами монотонии. В этих условиях они показывают наибольшую продуктивность деятельности. Низкореактивные индивиды выбирают возбуждающие и тонизирующие виды деятельности и такие же жизненные ситуации. В ситуации спокойствия и монотонии низкореактивные индивиды будут испытывать беспокойство, тревогу. Но с превышением индивидуальных порогов возбуждения высокореактивные и низкореактивные индивиды снижают свою производительность.

Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет собственно социальное начало в человеке в его отношении к жизни. Если про темперамент говорят, что он может быть бурный, вялый, то характер определяют как решительный, добрый, настойчивый и т. д. Общим моментом в темпераменте и характере является то, что ни тот, ни другой не говорят о социальной ценности человека. Неуживчивый холерик может бороться за высокие общезначимые цели, а мягкий и нерешительный меланхолик может оказаться подлецом. Известно, что Крылов и Кутузов были флегматики; Петр I, Пушкин, Суворов, Павлов — холериками; Герцен, Лермонтов и Наполеон — сангвиниками; Гоголь, Чайковский, Шопен, Чехов — меланхоликами. Каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе воспитания, опираясь на сильные стороны темперамента и нейтрализуя слабые, формируется социально ценный характер, находящий свое место в соответствующей социальной нише.

Характер человека проявляется в его наиболее устойчивых отношениях к типичным жизненным ситуациям. То, что его радует, интересует, повергает в уныние, волнует, представляется ему смешным, — более всего обрисовывает его сущность, его характер, индивидуальность.

Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента.

Классификация К. Леонгарда

Немецкий психиатр Карл Деонгард, известный своей работой «Акцентуированные личности», полагает, что «свойствами характера определяются направленность интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, в то время как от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций» (102. С. 102).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: