На смену этой стадии приходит стадия конкретных операций. Формируется, когда ребёнок начинает обучаться в школе. Формируются навыки классификации, конкретных операций (действия с числами).
Как узнать, что конкретная операция у ребёнка сформировалась? Мы не можем заглянуть в голову ребёнка, поэтому используем психологический критерий достижения конкретных операций: представление ребёнка о сохранении инвариантности (постоянстве) свойств объекта.
Сохранение свойств объекта — более тонкое расчленение действительности, более глубокий инвариант.
Ребёнку предлагаются те же самые задания.
— Ребёнка спрашивают, равное ли количество воды в бутылке?
— Одинаково.
— Почему ты так думаешь?
— Потому что количество воды не менялось, — обоснование на основе идентичности. «Если мы эту бутылку снова поставим на донышко, то будет видно, что воды одинаково», — обоснование на основе обратимости. Обоснование на основе компенсации: «Горлышко узкое, поэтому вода поднялась выше».
|
|
Взрослый просто дурак, если он спрашивает: «И так ясно, что воды одинаковое количество», — обоснование на основе чувства необходимости. Когда это чувство возникает, тогда можно сказать, что структура конкретных операций сложилась.
Конкретные операции (КО) — это действия, перенесённые в умственный план, скоординированные друг с другом в целостную систему, обладающую свойством обратимости.
КО достаточны для решения житейских проблем, но недостаточны для познавательной деятельности. КО относятся к тому, что есть в действительности и что можно представить как существующее. А познавательная деятельность заключается в том, что мы рассуждаем не только о том, что есть, но и о том, что может быть, а может и не быть, — рассуждение на основе гипотез, предположений, высказываний. Эти гипотезы не всегда являются истинными. Чтобы рассуждать на основе гипотез, нужна новая структура. Структура формальных операций.