Теоретико-познавательную позицию, характеризуемую пунктами 1–7 мы обобщающе называем гипотетическим реализмом 21. Его главные тезисы таковы:
- гипотетический характер всего познания; наличие независимого от сознания (1);
- закономерно структурированного (2);
- и взаимосвязанного мира (3);
- частичная познаваемость (4) и понимаемость этого мира посредством восприятия (5);
- посредством мышления (6);
- и посредством интерсубъективной науки (7).
Характеристика «гипотетический реализм» затрагивает только важнейшие компоненты этой позиции. Его гипотетический характер отражает теоретико-научный взгляд, согласно которому мы не можем получить надёжного знания о мире. Реалистическую черту эта позиция разделяет со многими другими. В принципе, любой реализм делает утверждения как о существовании, так и познаваемости (независимого от сознания) внешнего мира, то есть представляет собой одновременно онтологическую и теоретико-познавательную позицию. С этой точки зрения, допустимо представить различные виды реализма следующим образом:
|
|
Наивный реализм | Имеется реальный мир; он таков, каким мы его воспринимаем. |
Критический реализм | Имеется реальный мир; но он не во всех чертах таков, каким он нам представляется. |
Строго критический реализм | Имеется реальный мир; однако ни одна из его структур не является таковой, какой она представляется. |
Гипотетический реализм | Мы предполагаем, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяем, насколько состоятельна эта гипотеза. |
Наивный реализм с полным основанием считается опровергнутым. Однако, эта позиция сослужила хорошую службу, содействуя своим наивным оптимизмом исследованию данностей, хотя результаты этих исследований доводили её до абсурда (См. цитату Рассела).
Критический реализм, начиная с учения Демокрита о субъективности восприятий (цвета, теплоты, звука, вкуса), всегда находил сторонников. К нему принадлежит, например, Локк с его различением первичных и вторичных качеств, марксистская теория познания (теория отражения).
Согласно строго критическому реализму, ни об одном свойстве мы не можем утверждать, что оно идентично с тем, которое существует независимо от всякого чувственного опыта. Эта позиция проводит строгое различие между прямым опытом и существующим независимо от него.
Гипотетический реализм в отношении значимости своих высказываний о существующем и структуре мира слабее, чем прочие виды реализма. Он полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер.
Однако эта скромность только логическая. Позиция, согласно которой существование мира «там во вне» недоказуемо, не препятствует логикам и теоретикам науки в это верить.
|
|
Предположение, что вся жизнь есть сон, в котором мы сами себе создаём предметы, логически не невозможна. Но ничего не говорит в пользу того, что это предположение является истинным. (Russel, 1967, 22)
Напротив, постулат реальности (гипотеза о реальности) опирается на многочисленные аргументы.
Психологическая очевидность, которая нас, наивно переживающих и действующих, непрестанно убеждает в фактическом наличии такого мира. Рассел (1967, 24) называет её «инстинктивной убеждённостью». Она вызывается прежде всего переживаниями сопротивления или боли, а также тем, что другие люди с той же самой самоочевидностью говорят о вещах в мире, как и мы.
Реализм языка, Человеческий язык в существенной степени является дескриптивным и эти описания постоянно реалистичны: он описывает нечто — положение дел, которое может быть действительным или недействительным… Рациональность, язык, описание, аргумент — все говорят о действительности и обращаются к публике. Всё это предполагает реализм. Логически этот аргумент за реализм, естественно, не является принудительным, как некоторые другие; я мог бы просто грезить, что использую дескриптивный язык и аргументы; однако этот аргумент является сильным и рациональным. Он также силён, как сам разум. (Popper, 1973, 53f)