При проектировании и технической эксплуатации причалов важное значение имеет учёт действующих сил, нагрузок и других воздействий на причальные сооружения. Силы и нагрузки, действующие на причальные сооружения, разделяются на следующие виды:
- эксплуатационные нагрузки;
- собственный вес конструкций и постоянных устройств, расположенных в пределах зоны, оказывающей воздействие на сооружение;
- давление грунта, испытываемое причальными стенками;
- давление волн и действие льда;
- нагрузки от судов при швартовке и стоянке у причалов.
К эксплуатационным нагрузкам относятся давление от портальных кранов, других перегрузочных машин и устройств, железнодорожного и безрельсового транспорта, а также от складируемых и перегружаемых грузов. Их иногда называют временными, поскольку при отсутствии грузов и перегрузочных машин на причале они перестают действовать. Эксплуатационные нагрузки делятся на две группы. Первая группа нагрузок - подвижные, в виде сосредоточенных сил, - действуют вдоль причала с интервалами, определяемыми расстояниями между катками кранов, осями колес автомобилей, вагонов, тепловозов и т. д. Нагрузка от второй группы - складируемых и перегружаемых грузов принимается равномерной, но интенсивность её по различным зонам будет разной.
Собственный вес конструкций определяется по объёмам отдельных элементов (массивов, свай, балок, плит верхнего строения и др.), перемноженным на их объёмные или удельные веса. Объёмный (удельный) вес основных материалов