Анализ рисков (Risk Analysis) – систематическое использование доступной информации для определения вероятности наступления определенных событий и количественной оценки их возможных последствий.
В практиках управления проектами осуществляют качественный и количественный анализы рисков проекта. С этой целью постоянно осуществляются мониторинг и управление рисками – процесс отслеживания выявленных и оставшихся рисков, обнаружения новых рисков, обеспечения выполнения планов реагирования на риски и оценки их эффективности для уменьшения рисков.
Управление рисками проекта (Project Risk Management) – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, связанные с определением, анализом и выполнением мероприятий по реагированию на проектные риски.
Управление рисками включает:
-прогнозирование и определение рисков
-качественную и количественную оценки рисков
-разработку методов реагирования на риски
-контроль реагирования на риски.
Риск (Risk) – возможность действия на проект и его элементы непредвиденных событий или ситуаций, способных негативно или позитивно воздействовать на достижение целей проекта
|
|
Основные этапы управления рисками проекта:
• определение (идентификация) риска (Risk Identification) – определение рисковых событий, способных повлиять на выполнение проекта
• оценка риска (Risk Evaluation/Assessment) – процесс качественной и/или количественной оценки рисков для последующего принятия решения по управлению рисками
• реагирование на риск (Risk Response) – планы действий при наступлении непредвиденных обстоятельств для управления рисками
• мониторинг рисков (Risk Monitoring and Control) – отслеживание оставшихся рисков, определение новых рисков, выполнение плана управления рисками и оценка эффективности принятых мероприятий по реагированию на проектные риски
План управления рисками проекта - документ, определяющий процедуры, используемые для управления рисками на протяжении жизненного цикла проекта, и распределение ответственности за различные области риска в проекте.
Cостав и содержание плана управления рисками проекта
• Методология: определение методов и алгоритмов для управления рисками
• Роли и ответственность: состав руководства и исполнителей
• Бюджетирование: определение бюджета управления рисками проекта
• Сроки: определение периодичности проведения процессов управления рисками, а также проверки принятых решений
• Методы анализа: определение вида и сроков применения методов качественной и количественной оценок рисков
• Пределы: критерии предельных величин рисков, требующих вмешательства со стороны участников проекта
|
|
• Формы отчетности: определение содержания и формы плана реагирования на риски, порядка документирования, анализа и предоставления результатов процессов управления рисками заинтересованным лицам
• Отслеживание: документирование порядка ведения учета и аудита всех аспектов управления рисками
Категории рисков проекта
• технические, а также связанные с качеством (Technical, Quality or Performance)
• управленческие (Project Management)
• организационные (Organizational)
• внешние (External)
• форс-мажорные обстоятельства (Force Majeure Risks)