Этапы развития позитивизма

Этапы позитивизма:
1) 30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма Конта и его последователей Милля и Спенсера;
2) 70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпирио-критиков;
3) Деятельность Венского кружка в 20 гг. XX в.: Шлик, Карнап, Витгенштейн, Нейрат. В 30-40 гг. XX в. - объединение членов кружка с родственными группами в Англии, США. Возник неопозитивизм;
4) 50-70 гг. XX в. на основе критики прежних позитивистских концепций - постпозитивиз. Поппер.
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798-1857), в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин.
Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.
Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации. Назначение позитивизма: «соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».
Позитивизм Конта. Основной исторический закон: закон трех стадий. Каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканий три метода: сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный.
Д. Дьюи (1859-1952) продолжает расширение содержания понятия «опыт».
Опыт - история, обращенная в будущее. Рефлексивное мышление - вид исследовательской деятельности - стремится внести ясность, устойчивость, гармонию в опыт.
Здравый смысл, религии и науки, философские системы - устойчивые социальные формы, предназначенные для выполнения этой функции.
Наше мышление - средство приспособления к среде.
Идеи - функции реальных проблем, проекты действия, инструменты, обеспечивающие наше существование.
Религия и метафизика являются продуктами фантазии, возникающими в неблагоприятных для жизни условиях.
Мерило истинности теории - ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Не существует абсолютных ценностей. Все они носят жизненный и ситуативный характер.
Начиная с 1970-х гг. прагматизм полностью вытеснен постпозитивизмом.


24(2). Философия позитивизма: этапы развития.
Классический позитивизм. Основные идеи позитивизма были сформулированы в первой половине XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798-1875). Он резко выступал против умозрительной философии, которая не имеет связи с научным знанием. Философия, по его мнению, должна заниматься обобщением результатов конкретно-научного познания природы, человека и общества. Такое знание в те годы было принято называть позитивным (положительным). Отсюда проистекало и название такой философии — позитивизм.
Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Конт попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. На второй стадии (метафизической) объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. С этого времени в интеллектуальной жизни общества начинает доминировать закон подчинения воображения наблюдению.
Согласно этому закону к научному знанию относится только то, что может быть подтверждено наблюдениями. Поскольку наблюдать можно лишь то, что дается нашим чувствам, то научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Образцом науки объявляется естествознание, методы и приемы которого Конт предлагает перенести на общественные и гуманитарные науки. Он стремится построить «позитивную» науку об обществе — социологию, которая была бы чем-то вроде «социальной физики».
Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме (критика опыта). Возникновение этой формы позитивизма связано с работами австрийского физика Эрнста Маха (1833-1916) и швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843-1896).
Представители эмпириокритицизма предлагали построить не синтетическую систему, обобщающую выводы частных наук, а создать теорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на объект и субъект. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины, о том, что все научные истины — относительны, в науке господствует релятивизм. С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировало исчезновение материи. В действительности исчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней. Но это становится понятным только при учете соотношения абсолютной и относительной истины.
В их работах речь идет о критике научного опыта, прежде всего опыта физики. Открытие сложной структуры вещества привело к тому, что трудно было указать, из чего же состоит природа. Эмпириокритики пытаются дать философский анализ кризиса естествознания и найти путь выхода из него. Критика опыта, по их мнению, должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.
Мах предлагал исходить из принципа «экономии мышления», считая экономию мышления основной характеристикой познания. Данные ощущений объяснить нельзя, так как невозможно сказать, что лежит за ними, поэтому их нужно просто описать. Объяснительная часть в развитой науке излишня, поэтому с целью экономии мышления она должна быть удалена.

Неопозитивизм (логический позитивизм). Эта форма позитивизма сложилась в 20-х гг. XX в. Его представители М. Шлик, Р. Карнап и другие считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и редуцировать ее до уровня логического анализа языка науки.
Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в дезориентирующем воздействии языка на мысль и считают, что она должна быть коренным образом переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.
В работах неопозитивистов речь идет о раскрытии эвристических возможностей логики при исследовании объектов, лишенных наглядности о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и о верификации (проверке, обосновании истинности) последнего. Положения, не подлежащие верификации на уровне чувственного опыта, объявляются несостоятельными или лишенными смысла. Ставятся под сомнение общие философские утверждения об объективной реальности ввиду неверифицируемости понятия «объективная реальность», а также обоснованность общих законов теоретического естествознания.
В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и других складывается постпозитивизм как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способа проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного. Посредством опровержения устанавливается ложность гипотезы или теории. Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс, в котором постоянно создаются новые теории, обреченные на то, чтобы быть опровергнутыми и замененными другими новыми теориями.
Т. Кун представил историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Механизм развития науки он рассматривает в качестве целостного единства «нормальной науки» и научных революций. Он вводит понятие научной парадигмы, под которой понимает совокупность теорий, убеждений, ценностей, технических средств решения, характерную для членов данного научного сообщества и используемую в качестве образца для постановки и решения проблем.
Характерными чертами его представления о функционировании научного знания являются следующие:
а) процесс формирования парадигм тесно связывается с определенными социальными и культурными условиями;
б) отвергается существование теоретически нейтрального языка наблюдений и утверждается зависимость описания мира от господствующей парадигмы;
в) отрицается объективность истины — на том основании, что только господствующая в данное время теория определяет достоверность фактов;
г) отрицается преемственность в науке, поскольку знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: