Андре Дерен

Андре Дерен (1880-1954)- французский живописец, скульптор, гравер, книжный иллюстратор.

Андре Дерен родился в парижском предместье в семье кондитера, начал учиться живописи с 15 лет у местного художника. Его родители хотели видеть в нем будущего инженера, но он выбрал судьбу художника. С 1998 г. по 1900 г. Дерен учиться в Париже в академии Карьера. Здесь он знакомится с Матиссом и Мрке, затем с Вламинком, это не могло не повлиять на его дальнейший творческий путь. С 1905 г. он начинает работать в стиле фовизма.

На формирование манеры письма А.Дерена, так же оказало влияние творчество Ван Гога и Сезана. Он очень органично влился в фовизм. Одной из наиболее значимых ранних работ, молодого мастера стала композиция «Две шлюпки», написанная в 1906г. Кричащие яркие цвета, исчезающие границы предметов – характерные черты работ этого периода: «Порт в Гавре»(1905 – 1906), «Дорога среди гор»(1907).

Его городские пейзажи изобилуют множеством оттенков синего и зеленого цвета(«Темза» 1907). Ощущением прохлады и влажного воздуха насыщены картины Дерена – «Биг Бен», «Вестминстерский мост», написанные им после посещения Лондона. Здесь он использует насыщенные синие, зеленые, красные цвета.

После знакомства с П.Пикассо, Дерен стал более сдержан в применении цвета, лаконичнее и проще в передаче формы. В картинах «Натюрморт на столе» (1910), «Гавань в Провансе»(1912), он очень близок к манере ранних кубистов.

В годы Первой мировой войны изменяются взгляды Дерена на творчество. Он пишет композиции с человеческими фигурами, портреты «Тайная вечеря», «Субботний день», в который проявляются черты классицизма. Цветовая гамма картин становится темнее. Формы - более объемными. После окончания первой мировой войны, Дерен активно занимается сценографией.

В 1920 г. он успешно работает в стиле неоклассицизма и занимает в этом направлении значимое место. Художник постоянно совершенствуется, изучает произведения великих художников Возрождения, росписи Помпеи, пробует применять стилистические особенности старых мастеров в собственной живописи. На его полотнах появляются объемные фигуры людей, обведенные четкими линиями («Обнаженная с кошкой», 1923; «Пьеро и Арлекин», 1924).

Большое место в творчестве Дерена занимала графика. Он создал иллюстрации к поэме Овидия, комедиям Ребле и Лафонтена. В 1935 г. художник переезжает в Шамбурси, где занимается сценографией, графикой и керамикой.

Последние картины мастера – «Лодки в Ноармутье», «Пейзаж», веют печалью и одиночеством, показывают тревожность и непрочность окружающего мира.

Андре Дерен - Порт в Гавре - 1905 - 1906 гг. Андре Дерен - Две шлюпки - 1906 г. Андре Дерен - Гавань в Провансе - 1912 г.


Кубизм

Кубизм возник в 1907 году в Европе. Основой его стала языческая культура, главным достоинством которой являлось полное раскрытие изображаемых явлений и объектов.

Новое течение получило название "кубизм" из-за схожести изобразительных приемов с геометрическими фигурами. Художники кубисты произвели революцию в искусстве, они отвергли все условности и каноны оптического реализма, отбросили перспективу, светотень, нашли свои средства художественной выразительности.

В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский, аналитический, синтетический.

«Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем Сезаном. Этот период характеризуется картинами на которых изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как бы раскладываются на плоскости создавая ощущуение рельефности в изображении; Геометризация форм подчеркивала устойчивость и предметность окружающего мира. Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Композиции создаются в основном на основе пейзажей, фигур, натюрмортов написанных с натуры.

Аналитический период характеризуется тем что изображаемый предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. В результате чего изображение на картинах приобретало разнообразные объемные эффекты, объем превращался в плоскость, передняя грань в боковую, формы смешивались линии прерывались. Цветовая палитра сводилась к черному и белому. Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным.

Заключительный, синтетический эта продолжался с 1912 по 1914 гг. В это период преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на панно.

Основной задачей творчества художников-кубистов было создание новой реальности, через отречение от действительности, а не её постижение. Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали что, форма должна быть далека от изображаемого предмета. В работах не было эмоциональной насыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в произведениях кубистов отводилось минимальное значение, художники стремились использовать его как можно меньше. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. Образы в произведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали реальность, становились абстрактными, понятными только самому автору. Кубисты открыли ненужность предмета и стали первыми представителями абстрактной живописи. Живописцы представляли объект как бы с нескольких точек зрения сверху, снизу, изнутри, сбоку, помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи. Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Главным завоеванием кубистов, искусствоведы считают безграничную свободу.

Для расширения возможностей своего направления кубисты соединяли в картине разнообразные техники и материалы: цветную бумагу, обои и т.д. Одним из новых выразительных средств стал коллаж – монтаж картины из наклеек.

Со временем новое направление зашло в тупик. В поисках новых средств выразительности художники наклеивали на картину газеты, оберточную бумагу закрашивали их. Они считали, что это позволяет им создать пространство.

На первых художественных выставках кубисты не получили признания. Но они сразу обрели своих поклонников, которые их поддерживали и покупали у них картины. Это были поэты: Г.Аполлинер, А.Сальмон, М.Жакобс, Ж.Кокто и др.

Кроме живописи кубисты работали в других видах изобразительного искусства. П.Пикассо, А.Лоренс создавали скульптуры в стиле кубизма. Другие художники оформляли театральные сцены, иллюстрировали книги, рисовали орнаменты для тканей, моделировали одежду. Кубизм повлиял на музыкальное искусство, т.к. все чаще композиторы в своих произведениях стали использовать фольклор. Кубический стиль получил распространение и в архитектуре, как способ обновления сооружений.

Увлекались кубизмом и стремились претворить его в своем творчестве многие русские художники, среди них: М.Шагал, А.Лентулов. Влияние кубистов сказалось на творчестве многих художников Европы и Америки, среди них: Лионел Фейнингер, Макдональд –Райт. В начале первой мировой войны кубизм утрачивает свои позиции в искусстве, а затем прекращает свое существование, преобразуясь в другие направления.

Представители кубизма: Жорж Брак, Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Грис



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: