Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expression - выражение) – направление в изобразительном искусстве, возникшее в Германии в конце 19-чале 20 вв. В основу его содержания легли: социально-критический пафос, обостренное самовыражение, субъективная передача духовного мира человека.

Экспрессионизм возник как своеобразный протест против уродства окружающей действительности, унижения человека, неуверенности в завтрашнем дне.

Выразителями идей экспрессионизма стали художественные группировки «Мост» и «Синий всадник».

Основателями группировки «Мост» в 1905 году стали художники: Эрнст Людвиг Кирхнер – глава и вдохновитель объединения, Фриц Блейль, Карл Шмидт, Эрих Хеккер. Название «Мост» в их понимании символизировало связь между прошлым и будущим. В основу новой эстетики они поставили отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. Творчество художников этого объединения носило противоречивый и неоднозначный характер. Они пытались выразить гражданский протест через деформацию форм, мистические образы, болезненное отчуждение от действительности.

За период своего существования объединение провело несколько выставок. Показанные на них работы вызвали громкие нападки, как со стороны представителей академического искусства, так и импрессионистов.

Новая ассоциация художников была создана в 1909 г. в Мюнхене Василием Кандинским и Алексеем фон Явленским. Они начала издавать альманах «Синий всадник», который объединил во вокруг себя художников-новаторов. В 1911 году в Мюнхене, при участии В. Кандинского и немецкого художника Франца Марка была проведена выставка, положившая начало новому сообществу экспрессионистов. Его назвали так же как альманах – «Синий всадник».

Новое сообщество художников объединяло с группировкой «Мост» лишь негативное отношение к реализму и импрессионизму. Если представители «Моста» ещё не совсем отошли от фигуративного искусства, то художники «Синего всадника» находились под влиянием беспредметного искусства.

Согласно эстетическим принципам «Синего всадника», искусство продиктованное чувством, должно раскрыть трансцендентную сущность вещей (сторону, скрытую за их внешностью). В своих обоснованиях теоретики новой школы, стремились создать искусство, которое отражало бы духовную жизни немецкой нации. Однако в действительности как форма выражения духовного мира человека черты экспрессионизма был присущи уже в 1890-е гг. бельгийскому художнику Джеймсу Элсору и норвежцу Эдварду Мунку. Новое направление модернизма вовлекло в себя художников разных стран.

Экспрессионисты использовали в своих полотнах жесткие, дисгармоничные, пронзительные цвета, будоражащие чувства людей. Таким путем они стремились достичь главной цели своего творчества – раскрыть свое нервное напряжение, донести его до зрителя.

В арсенале выразительных свойств экспрессионистов были: деформация композиций, вычурная стилизация, изломанность форм, контрасты красок и светотени, смещение планов. Творчество художников-экспрессионистов производило на зрителя впечатление повышенной нервозности. Искажение действительности часто приводило к изображению фантастических кошмарных видений.

Одной из тем в творчестве экспрессионистов стала тема «маленького человека», одинокой личности среди враждебных ему людей, в огромном и чужом мире. Они сочувствовали невзгодам и страданиям человека, но изображали его в безнадежном отчаянии, когда все уже предопределено и непоправимо. Бунтарский протест экспрессионистов почти всегда сочетался со страхом перед фатальными противоречиями существующего мира, казавшимися им предопределенными.

В период Первой мировой войны перестали существовать объединения «Мост» и «Синий всадник», но влияние экспрессионизма как направления творчества в целом выросло. Этому способствовали лишения и тяготы, принесенные войной во всем мире. Какие бы изменения и влияния не испытывал экспрессионизм, одна черта его оставалась неизменной – крайний драматизм. Экспрессионизм был популярен среди художников до Второй мировой воны. Это направление изобразительного искусства считается одним из самых противоречивых, так как в нем присутствуют в одно и то же время страстное обращение к жизненным проблемам современности и созерцательность, молчаливое согласие со страданиями народа.

Представители экспрессионизма: Отто Дикс, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: