Понятие государственной идеологии

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества.

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Идеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

5. Соц носители, источники, ресурсы полит власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

6.Понятие политики.Многообразие подходов к определению политки.

Политика — общее генеральное управление, стратегия принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях. • экономические определения политики наиболее ярко пред­ставлены в марксизме: политика - концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность; ПОДХОДЫ

• правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики - теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право - это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

• нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства - справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

• культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих - менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Вторая группа - субстанциальные (сущностные) определения политики- ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

-силовые, или директивные (властные). В них политика - это Действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, Удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

• институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин утверждал, чтополитика-это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

• конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру. Французский политолог М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной - политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф): политика - это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов; борьба за власть; навязывание воли господствующего класса.

Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки, Р. Даль). Политика - это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

• антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт рассматривал политику как отношения друзей - врагов.

Третья группа включает системные определения политики. Политика - это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие механизмы: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей обществен­ного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика - это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода - Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

7Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы. Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам. В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем». В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти. В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости. В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия». Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

8.Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по-литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе поня-тий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк:

это политические пар-тии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д.

Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками раз-вития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет пони-мание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несо-мненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативноправовую и функционально-коммуникативную.

1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты по сути создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости, но тем не менее могут оказывать значительное влияние на принятие политических решений. К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс.

Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают

23:00:34 пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.Нормативно-правовая подсистема задает общую направленность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем институтам политической системы.3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствамиФорма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и от того, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «играть по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор считается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКП(б)—КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической культуры в обществе позволили партийно-государственной элите установить тоталитарный режим власти в стране.Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение принципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для поддержания и воспроизводства демократических политических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: