Сущность процесса

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Классификация. В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

· пропреоцептивные (дают информацию об ощущениях тела в пространстве)

· интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),

· экстероцептивные (дают информацию о поверхности тела)

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

· зрительные,

· слуховые,

· вкусовые,

· обонятельные

· осязательные и т.д.

Пороги ощущений:

· Нижний (минимальная эффективность раздражителей);

· Верхний (максимальная эффективность раздражителей);

· Различение (порог раздражителя, при котором изменяются ощущения)

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ей холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинаков: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущением, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых, ощущение холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматными веществ наступает с разной скоростью.

Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном Анализаторе различают адаптацию к свету, темноты. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.

Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражители (например, обновление и разложение зрительной вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.). Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторный путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражители.

Различают виды адаптаций:

· Полное исчесновение под влиянием раздражителя;

· Притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя;

· Повышенная чувствительность к слабому раздражителю (Пример: аллергия).

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности. Известны случаи повышения зрительной, слуховыми, тактильной, обонятельные чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей.

Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация -повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

· сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

· сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты прикосновений ощущение, вибрационная чувствительность.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятие формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительное к оценке пропорций. Оно различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражители.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкую темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезиею обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторних систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Восприятие. Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Свойства восприятия:

· Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

· Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

· Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

· Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

· Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие включено и это качество.

· Структурность − свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта.

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

В психологической науке чаще всего встречаются следующие классификации видов восприятия: в зависимости от объекта восприятия; по преобладающей роли того или иного анализатора; по формам существования материи; по продолжительности перцептивного процесса.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют:

· восприятие предметов,

· восприятие речи или музыки

· восприятие человека человеком (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п. Восприятие человека человеком - «социальная перцепция»).

В зависимости от ведущей роли определенного органа чувств (анализатора), или модальности восприятия, различают:

· зрительное,

· слуховое,

· осязательное,

· обонятельное

· вкусовое.

По продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на:

· симультанное, т.е. одномоментное,

· сукцессивное, или развернутое во времени.

По форме существования материи принято выделять восприятие:

· пространства (восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств. Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида.,

· движения (Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве: Характер движения — сгибание, разгибание, выпрямление, отталкивание, подтягивание и т. д. Форма движения — прямолинейное или криволинейное (круговое, дугообразное) движение. Амплитуда (размах) движения—полная или неполная. Направление движения — направо, налево, вверх, вниз и т. д. Продолжительность движения — краткое или длительное движение. Скорость движения — быстрое или медленное движение (при циклических движениях — быстрый или медленный темп). Ускорение движения — равномерное, замедляющееся, ускоряющееся, плавное, прерывистое движение).

· цвета (Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи).

· времени (Образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации).

Неправильные, ошибочные восприятия называются иллюзиями. При рассматривании подобных рисунков ошибки обязательно возникнут и у других людей, так как эти иллюзии зависят от особенностей (законов) наших ощущений и восприятий. Назовем некоторые из них.

а) Иллюзия светлоты и окраски. Светлые предметы нам кажутся больше, чем темные. Поэтому худощавый человек кажется в белой одежде полнее, а полный выглядит стройнее в черном костюме. Kомната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем такая же комната с красными обоями.

б) Перенесение свойств целого на части. в) Увеличение размеров верхней части предмета. В цифрах 3 и 8 нам кажется, что верхняя половина равна нижней, на самом деле она меньше.

г) Иллюзия изменения направления линий.

д) Иллюзия перспективы.

Иллюзии восприятия в отношениях учитель-ученик:

Они заключаются в том, что и тот, и другой абсолютизируют зону предполагаемого и совершаемого воздействия. Ученик верит в непогрешимость, безошибочность принимаемых решений и предпринимаемых действий Учителя, а Учитель рассматривает Ученика как последовательно реализующий его замысел, воплощающего в своём движении идеологию его системы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: