Диалоги с коллегами 243

движений и входит понятие стилей — тот же модерн. Опять же, мы не подражаем балету, мы это делаем потому, что нам необходимо познать энергию баланса... Есть физический баланс, когда наши бедра на стопах, а плечи на бедрах. Тут мы также говорим об ощу­щении вертикальности тела. И потом, за счет округлости рук, утверждается энергобаланс, на что, кстати, обращал внимание все тот же Мейерхольд, когда говорил о театре Кабуки, о классической китайской опере и ее гимнастике. В классическом танце мы также распознаем позиции рук... и т. д., и т. д.

В.Ф. А дальше, на втором курсе? Как развивается обучение? Ю.В. На основе освоенной грамоты мы обратились к стилевому материалу. Так или иначе, мы пришли к историко-бытовому мате­риалу. Помните, у нас были менуэты, гавоты, так называемый, сти­левой классический тренаж, где студенты познакомились с изящ­ными, элегантными движениями историко-бытового танца. Мы не разучивали отдельные танцы, а учили приемы и организацию дви­жений, принадлежащих к определенной культурной эпохе. А уже на этом материале можно поставить танец. Как, к примеру, прои­зошло у нас в танце лебедей в спектакле «Я — птица». Там весь этот историко-бытовой материал применился.

В.Ф. Надо сказать, что все ваши экзамены и зачеты по танцу хорошо воспринимались, но последний был особенно удачен.

Ю.В. Да, потому что мы уже пришли к характерному танцу. Это фактически более сложный станок... В.Ф. Характерный станок?

Ю.В. Да. В балетной школе есть особый класс — характерного танца. Он не только виртуозней и в каком-то плане сложнее клас­сического, но и старше его. Он существовал издавна в профессио­нальном театре, который назывался «низовой», идущий от театра комедии дель арте... А уже из него по эстетическому принципу от-фильтровался классический танец.

...А помните, у нас еще был урок с масками? В классический та­нец были перенесены элементы характерного танца. В.Ф. По-моему, это был 1-й семестр второго курса. Ю.В. И тогда еще, если помните, Лев Иосифович Гительман го­ворил о ценности этого урока, что он интересен своей театрально­стью. Мы тогда через танец соприкоснулись с традицией коммедиа дель арте... У нас, кстати, очень большое значение имеет музыкаль­ный материал. Он тогда был удачен. Урок делался на материале оперных арий, самой выразительной музыкальной формы. В.Ф. Выразительной и очень эмоциональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: