Московский государственный гуманитарный университет
Им. М.А.Шолохова
Борякова Наталья Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
(с основами специальной педагогики)
Москва-2007
Содержание
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ С ПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.4
Специальная педагогика как наука. 4
1. Предмет и задачи специальной педагогики. 4
2. Понятие о нарушениях развития. Категории детей с отклонениями в развитии. 5
3. Организация специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в России. 7
ЭВЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНОМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. 11
1. Краткий очерк истории становления коррекционных педагогических систем в России. 11
2.Актуальные проблемы специальной педагогики на современном этапе ее развития. 13
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
1. Методологические принципы специальной педагогики. 17
2. Теоретические основы специальной педагогики. 18
|
|
3. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для
специальной педагогики. 19
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБОБЩЕННОЙ МОДЕЛИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 21
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 25
1. Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса в специальном образовательном учреждении 25
2. Дифференцированные цели и задачи психологического и педагогического обследования ребенка с нарушениями речи на различных этапах коррекционной работы. 26
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 31
1. Классификации методов обучения. 32
2.Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми. 34
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.34
Современный подход к лорганизации деятельн ости специальных образовательных учреждений. 34
2.Содержание основных разделов и принципы построения учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.36
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. 36
2. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. 38
3. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха. 39
4. Организация коррекционной помощи дошкольникам с
нарушениями слуха. 40
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. 42
|
|
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. 42
2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
зрения. 45
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. 47
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. 47
2. Организация педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Школа V вида для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения. 49
3. Задачи и принципы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. 51
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. 53
1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич. 53
2. Особенности психического развития детей с ДЦП. 56
3.Коррекционная работа при ДЦП. 59
4. Организация педагогической помощи детям с ДЦП. 61
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 61
1. Содержание понятия «задержка психического развития».
Классификации ЗПР.Клинико-психолого-педагогичская характеристика детей с ЗПР. 61
2.Психологические особенности детей с ЗПР (церебрально-органического генеза). 66
3.Основные критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития. 69
4.Организация педагогической помощи детям с ЗПР. 71
5.Современная концепция коррекционно-развивающего обучения. 73
ПЕДАГОГИЧСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 76
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта. 75
2. Организация педагогичсекой помощи детям с нарушениями интеллекта (УО). 78
3.Основные направления коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями
интеллекта. 79
4. Обучение и воспитание умственно-отсталых школьников в школах VIII вида. 84
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ). 85
1.Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом. 85
2.Методы и приемы организации коррекционной помощи
ребенку с РДА 86
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 88
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. 91
1. О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей. 91