Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:
- структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональные — формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);
- когнитивные — формируется осознание языка и речи, последовательное
усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения
мотивации и соотнесения мотива и результата.
По отношению к детям, имеющим преимущественные нарушения речевых средств, на первый план выдвигается систематическое формирование лексико-грамматической системы и связной речи; по отношению к заикающимся — формирование различных сторон речевого поведения и преодоление свойств, отрицательно влияющих на плавное течение связной речи как произвольной деятельности.
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:
взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,
ситуативно-тематическая организация языкового материала,
концентричность в подаче и закреплении речевого материала,
опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы,
подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми
нарушениями являются: недостаточная сформированность и
дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и
устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные
трудности; Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детёй"
трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к
отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам
запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии,
несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для
обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения
включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных
процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их
нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-
пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности,
мотивационной сферы). —---
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.
Коррекционно-развивающая работа, как правило, направлена на:
Моторное развитие.
Сенсорное развитие.
Развитие внимания и памяти.
Развитие мышления
Формирование пространственных представлений.
Формирование критичности, контроля, способности к программированию деятельности.
Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.