Введение на автопредприятиях медицинского предрейсового осмотра на настоящем этапе выполняет в основном контролирующие функции. Однако по мере роста сознательности и дисциплины водителей объем труда медработников будет перемещаться в сторону воспитательной и консультативной работы. Качество работы этого звена следует оценивать не по числу «выявленных» нарушителей, а по уровню сознания водителей и снижения числа аварий по вине водителей данного атп.
Важным в организации предрейсовых осмотров является их ежедневность и обязательность для всех водителей. Индивидуальный подход к водителям не исключает необходимости осмотра всех водителей, выезжающих на линию. Ежедневный осмотр, характер вопросов и ответы на них предоставляют большие возможности для проведения индивидуальной воспитательной работы, воспитания трезвого образа жизни, внимательного отношения к оценке своего здоровья. При общении с водителями, особенно при послерейсовых осмотрах, медработник должен давать необходимые рекомендации по рациональной организации труда и отдыха в течение дня, недели, месяца и года. Необходимо воспитывать в сознании водителя психологическую установку на сохранение высокой активности в период управления автотранспортом и на должную осторожность в связи с работой с источником повышенной опасности. Следует добиваться такого положения, чтобы водитель, почувствовав у себя слабость, рассеянность, дискомфорт или зная о нарушении режима в предрейсовый период, искал совета и помощи у медицинского работника для предупреждения риска аварии на дороге.
|
|
Использование объективных методик обследования (физические нагрузки, проба на устойчивость, неврологические методики, измерение артериального давления, выполнение психологических исследований) позволяет поднять авторитет заключения и формирует в сознании водителей представление о широких возможностях выявления астенических состояний различного происхождения. Предупреждение водителя о его утомленности не только мобилизует его внимание в работе, ни и заставит изменить поведение в домашних условиях, снизить нагрузку вработе и воздержаться от употребления средств, ведущих к астенизации.
Медработник должен включаться в комиссии, расследующие причины ДТП. Проводя расследования причин ДТП, необходимо изучить роль психического и физического состояния в причинах происшествия. При этом следует проявлять объективность. Каждое ДТП, связанное с неправильным или замедленным действием водителя в связи с пребыванием в состоянии астении, особенно алкогольной, должно быть рассмотрено всем водительским составом автопредприятия.
|
|
Большие возможности воспитательного и профилактического характера открываются хорошо поставленной в автохозяйстве наглядной агитацией. Для размещения наглядной агитации используются комнаты отдыха, диспетчерские и т. д. Наряду с плакатами, предупреждающими об опасности употребления алкогольных напитков, необходимо привлечь внимание водителей к самоконтролю за своим состоянием и к недопустимости выезда в рейс в состоянии болезни и утомления. Агитационные плакаты должны быть простыми, конкретными, впечатляющими и отражать задачи данного коллектива. В плакатах-молниях следует отражать причины аварий и случаи выхода на работу в состоянии алкогольной астении и т. п. Наглядное представление дает графическое отражение динамики аварийности по месяцам (неделям).
Определенное место в этой работе занимают рекомендации по организации режима труда и отдыха. В плановом порядке необходимо предусматривать лекции и беседы на следующие темы: «Гигиена труда водителя»; «Алкоголь и дорожный травматизм»; «Влияние наркотических средств на снижение работоспособности»; «Курение и работоспособность»; «Охрана труда водителей и ремонтных рабочих»; «Биоритмы и работоспособность»; «Профилактика инфекционных и сосудистых заболеваний»; «Профилактика диабета» и др.
Лекции и беседы должны проводиться медработниками предприятия. Желательно больше освещать конкретные данные из деятельности автопредприятия с привлечением авторитетных специалистов, способных раскрыть проблемы более широко и показать опыт работы других предприятий.
В организации воспитательной и агитационной работы медицинские работники автопредприятий должны опираться на помощь и поддержку профсоюзных организаций. Работа по предупреждению выезда на линию водителей с различного рода астеническими состояниями должна быть составной частью программы «Здоровье трудового коллектива», предусматривающей комплекс мероприятий по сохранению здоровья водителей и продлению их трудового долголетия (санаторное лечение, создание нормальных условий труда и отдыха, своевременное и качественное лечение).
Водители не все время дня находятся за рулем. На предприятии необходимо создать комнаты отдыха и комнаты психологической разгрузки, помещения для сушки одежды, гигиенические души, а по возможности – спортзал, финские бани и т. д.
Перспективы решения проблем в мире будут определяться уровнем развития главной производительной силы – самого человека.
М. Максимова
VII. ЭРГОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ [†]