Психология безопасности деятельности

Изменения, происходящие в нашей стране, как отмечалось на первом съезде специалистов по безопасности жизнедеятельности человека (16 – 19 июня 1992 г., Санкт-Петербург), – частное предпринимательство, приватизация, кооперативы, инфляция, рыночные отношения – обострили проблему безопасности.

Так, сейчас свертываются научные исследования, сокращаются службы охраны труда, ликвидируются кафедры охраны труда, не выполняется приказ Госкомобразования № 473 о перестройке образования по дисциплинам охрана труда, ГО и экологии.

Ежегодно в странах СНГ происходит 20 млн. несчастных случаев, со смертельным исходом на производстве – 14 000 (в том числе в России – 8000). Только на пожарах сгорело в 1991 г. 6000 человек и ущерб составил 3 млрд. рублей.

Главное – безопасность человека в полном соответствии с буквой и духом Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., в которой, в частности, говорится, что «каждый человек имеет право на жизнь (статья3), на справедливые и благоприятные условия труда» (статья 23).

42-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 90-е годы «Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных и иных бедствий».

Решением Совета Европейского Сообщества 1992 г. был объявлен «Европейским годом безопасности и охраны труда на рабочем месте». В обращении профцентров стран содружества к трудовым коллективам (газета «ЧП» № 9 (21) 1992 г.) и членам профсоюза говорится: «Никого не волнует, что по вине производства в странах Содружества каждый день из жизни уходит 40 человек. Человек должен быть уверен в том, что если он ушел на работу живым и здоровым, то таким и вернется домой».

Психофизиологические факторы среды обитания. Рассмотрим психофизиологические факторы среды обитания операторов машинно-тракторных, мобильных агрегатов.

Рассматривая психологические аспекты безопасности труда, отметим, что безопасность труда и работоспособность человека определяются психофизиологическими опасными и вредными производственными факторами [3].

В соответствии с ГОСТ 12.0.0.003-80 опасные и вредные производственные факторы подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические факторы.

Психофизиологические факторы обусловлены конкретным содержанием и характером данного вида деятельности и соответствием ее физиологическим возможностям и психологическим особенностям организма человека. По характеру действия психофизиологические факторы делятся на физические и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки бывают статические и динамические.

К нервно-психическим перегрузкам относятся умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда и эмоциональное перевозбуждение.

Выше была обоснована необходимость учета частых физиологических и психофизиологических показателей при эргономической оценке поста управления МТА. К этим показателям высшего уровня относятся: усилия, прилагаемые к органам управления, интенсивность воздействия на органы управления, мощность внешней работы, устойчивость и концентрация внимания, пропускная способность зрительного анализатора.

Обобщенный психофизиологический показатель уровня качества поста управления мобильного агрегата предлагается определять по выражению [43]

, (1)

где x'Нij, x'фij – соответственно нормативные и фактические значения частных уровней психофизиологического показателя качества; J – число показателей отрицательной направленности; п – число показателей положительной направленности; j – число сопоставляемых вариантов.

В выражении (1) условно принят одинаковый «вклад» каждого исходного показателя в обобщенный показатель качества ПКЭ'''.

Частные уровни обобщенного психофизиологического показателя качества ПКЭ''' определялись по выражениям:

, (2)

где УF – уровень усилий, прилагаемых к органам управления; FНi; FФi – нормативные (эталонные) и фактические значения усилий, Н {кгс); n – число органов управления;

, (3)

где Уf – уровень интенсивности воздействий на органы управления; fНi, fФi – нормативные (эталонные) и фактические значения интенсивности воздействий на органы управления, 1/с;

, (4)

где УN – уровень мощности внешней работы (импульса силы); NНi, NФi – нормативные (эталонные) и фактические значения мощности внешней работы при пользовании органами управления, Вт;

, (5)

где УR – уровень умственной работоспособности оператора; RНi – фоновые (в начале смены) значения показателей умственной работоспособности; RКi – значения показателей в кон­це смены; п – число показателей.

Величина затраченной оператором физической энергии (работы) при управлении мобильным агрегатом определя­ется по выражению

, (6)

где `Fi – среднее усилие на i -ом органе управления, Н (кгс); `Si – средняя длина перемещения i -го органа управления, м; `ni – среднее число включений i -го органа управления.

Мощность же внешней работы рассчитывается по извест­ному выражению

,

где A – динамическая работа, затраченная оператором при пользовании органами управления, Дж (кгсּм); t – время, за которое совершена работа, с.

Статическая нагрузка на оператора, т. е. затраты усилий на удержание органов управления без перемещения звеньев тела, определяется по выражению [44]:

, (7)

F – удерживающее усилие, Н; t – время удержания, с. Напоминаем, что за смену физическая нагрузка на оператора пахотного агрегата с трактором Т-4А составила 42.443 Дж. Наибольшая мощность имеет место при включении коробки передач (N = 10,8 Вт) и при пользовании тормозами при крутом повороте трактора (N = 7,13 Вт).

Статическая нагрузка оператора при пользовании левым рычагом тормоза, рассчитанная по выражению (7), составила за смену 289.100 Нּс (2950 кгсּс).

Для оценки состояния высшей нервной деятельности у операторов МТА применялись пробы на умственную работоспособность.

Так, при определении такого частного исходного показателя, как устойчивость и концентрация внимания, испытуемому предлагалось из буквенного корректурного текста вычеркнуть названные исследователем три буквы в течение 30 секунд.

Показатель устойчивости и концентрации внимания характеризуется числом проверенных знаков и количеством ошибок

, (8)

где n" – число проверенных знаков; n' – количество ошибок.

Наиболее надежным тестом на работоспособность, по мнению А. Дюбуа-Пульсен [44], является проба на определение пропускной способности зрительного анализатора с помощью колец Ландольта с различной ориентацией разрыва (прилож. 1).

Испытуемому предлагается показать все одинаковые ориентации. На основании данных табл. 7, 8 определяется пропускная способность зрительного анализатора по формуле

, (9)

где 358,8 – объем информации таблицы, бит; пК – число пропущенных колец; L – количество теряемой информации при пропуске одного кольца, бит; Т – время на просмотр таблиц, с.

Т а б л и ц а 7. Количество колец с определенным направлением разрыва в зависимости от ориентации

Ориентация таблицы Число колец с направлением разрыва (по часовой стрелке)
               
I                
II                
III                
IV                

Т а б л и ц а 8. Объем теряемой информации при пропуске одного кольца в зависимости от их количества

Общее количество колец с определенной ориентацией разрыва Объем теряемой информации при пропуске одного кольца, бит
  2,731
  2,777
  2,790
  2,800
  2,808
  2,815
  2,835
  2,930

Частные уровни обобщенного психофизиологического по­казателя качества поста управления пахотного агрегата страктором Т-4А и серийным плугом, рассчитанные по вы­ражениям (2); (3); (4); (5), составили соответственно величину УF1 = 0,770; Уf1 = 0,266; УN1 = 0,518; УR1 = 0,905. Обобщенный психофизиологический показатель уровня ка­чества поста управления пахотного агрегата, рассчитанный по выражению (1), находится на среднем уровне качества с серийным плугом ПН-6-35М (ПКЭ1''' = 0,615) и с экспериментальным плугом (роторным), приближается к высшему (ПКЭ2''' = 0,768) за счет уменьшения физической нагрузки оператора на управление. Таким образом, учет психофизиологических факторов среды обитания при эргономико-психологической оценке мобильных агрегатов и рационализации постов управления с целью совершенствования условий труда механизаторов, водителей целесообразен и необходим. Рассмотрим более подробно психологические факторы, влияющие на работоспособность, утомляемость и безопасность деятельности человека.

Психологические причины травматизма. По мнению некоторых авторов [45] психологические причины травматизма это: пренебрежение требованиями безопасности; невнимательность; игнорирование средств индивидуальной защиты; выполнение работ в болезненном состоянии; физическая и нервно-психическая перегрузка.

По Ломову Б. В. [45] в происхождении несчастных случаев можно выделить две стороны: наличие травмоопасной ситуации и поведение в ее условиях. Обе они связаны с психической регуляцией поведения, дезорганизация которой по тем или иным причинам создает предпосылки несчастного случая (рис. 13).

Рис. 13. Схема психологических предпосылок несчастных случаев

Как видно из рисунка, одной из причин несчастных случаев является временное снижение психофизиологических качеств человека.

Такое снижение может происходить на фоне развивающегося утомления, которое возникает в результате длительной работы или под влиянием психофизиологических факторов производственной опасности.

Так, наибольшее число несчастных случаев происходит перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня (рис. 14).

Среди психофизиологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют устойчиво и временно повышающие индивидуальную подверженность опасности.

Рис. 14. Изменение числа несчастных случаев на протяжении рабочего дня

Из факторов, устойчиво повышающих индивидуальную подверженность опасности, определяющими являются [46]:

1. Особенности темперамента.

2. Функциональные изменения в организме.

3. Дефекты органов чувств.

4. Неудовлетворенность данным видом деятельности.

5. Профессиональная непригодность.

Документ 1. О БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДУКЦИИ НА ЗАВОДАХ АВТОМОБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ФОРДА

(Из книги Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения»)

Человеческий фактор, на который в России и других стра­нах СНГ все чаще обращают внимание производственники, в начале века был в центре внимания на фордовских заво­дах:

1. Когда человека принимали на работу, то ему предлагали перечень работ, соответствующих его физическому состоянию.

2. На работу не принимались замужние женщины, мужья которых уже здесь работают. Жена должна обеспечить нормальный отдых мужу, отдавшему большую часть своей энергии производству. Г. Форд еще до 1914 г. платил 5 долларов в час рабочим, чтобы они обеспечивали семьи всем необходимым и восстанавливали свою работоспособность (такую зарплату у нас получал только экс-президент СССР М. Горбачёв).

«Фабричный труд не обязательно должен быть опасным. Если рабочий вынужден слишком долго напрягаться и слишком долго работать, он приходит в состояние духовного расслабления, которое провоцирует несчастные случаи» – писал Г. Форд. И далее: «Избежать этого душевного состояния можно, значительно сократив число несчастных случаев. Однако нужно еще предупредить легкомыслие и защитить машины от дурацких рук».

По Г. Форду несчастные случаи объясняются следующими причинами [47]: 1. Недостатки конструкции. 2. Испорченные машины. 3. Недостаток места. 4. Отсутствие предохранительных ограждений. 5. Нечистоплотность. 6. Дурное освещение. 7. Дурной воздух. 8. Неподходящая одежда. 9. Легкомыслие. 10. Невежество. 11. Психическое расслабление. 12. Недостаток спайки в работе.

Основные типы темперамента. Рассмотрим понятие темперамент. Темперамент – это врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность психических процессов (по К. В. Динейка). Принято выделять четыре основных «чистых» типа темперамента [48]:

1) Сангвиник – сильный, уравновешенный, легко возбуждается и успокаивается. Говорливый, веселый, живой и подвижный. Его можно сравнить с бегом могучего потока.

Его деловые качества: горячий, продуктивный деятель на интересной работе. Голубой и желтый цвета уравновешивают его, алый – стимулирует.

2) Холерик – сильный, уравновешенный, легко раздражается и нескоро успокаивается. Он вспыльчив и прямолинеен, как поток мощно и стремительно низвергающий свои воды с утеса. Его деловые качества: боевой, задорный, готовый преодолеть трудности на пути к цели. Склонен перетрудиться и временно истощиться. Голубой и желтый цвета успокаивают его, алый – стимулирует.

3) Меланхолик – слабый, скоро истощается и медленно восстанавливается. Этот тип можно представить как, ручеек, готовый превратиться в болото.

Его деловые качества: вялый, способен успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Голубой и желтый цвета располагают его к замкнутости, а воздействие алого – изменчиво.

4) Флегматик – сильный, уравновешенный, с медленной сменой возбуждения и торможения. Он спокоен, ровен, как богатырь, несущий на плечах бремя своей и чужой ноши. Этот тип можно сравнить с гладким течением многоводной реки. Деловые качества: настойчивый и упорный труженик. Голубой и желтый – клонят ко сну, а алый – стимулирует.

Вопрос: Различны ли типы темпераментов у женщин и мужчин? Различны в оттенках проявлений психофизиологических качеств, наклонностей и реакции на стресс.

Авторы книги «Труд и здоровье водителя автомобиля» Глушко О.В. и Клюев Н.В. отмечают, что холерики менее производительны в длительных работах из-за недостаточно развитой системности в работе и большой утомляемости, связанной с высокой возбудимостью и активностью. Они работают продуктивно в близких и средних рейсах, хорошо ориентируются в дорожной обстановке, в аварийной ситуации. Действия их быстрые и точные. Однако холерики склоннык риску [49].

Обладатели сангвинистического темперамента также подвижны. Они эмоционально отзывчивы на все воздействия окружающей действительности. Водители с этим типом нервной системы наиболее производительны, хорошо проявляют себя в сложной дорожной обстановке, выносливы и подвержены быстрой усталости. Все эти качества одинаково быстро обеспечивают выполнение работ в близких и дальних рейсах.

Водители флегматического темперамента могут работать в дальних рейсах без сложной дорожной обстановки в силу своих уравновешенности, спокойствия, предусмотрительности, и выносливости и малой подверженности утомлению. Из-за присущей им медлительности они менее продуктивно работают в близких рейсах в условиях сложной дорожной обстановки.

Меланхолики недостаточно продуктивны в работе, особенно в напряженных условиях. Причинами этого являются свойственные им инертность, нерешительность, слабоволие и быстрая утомляемость. Они менее всего пригодны для профессии водителя (см. приложение).

Исследования показали, что хорошим водителем может быть человек с сильным, подвижным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, что соответствует сангвиническому темпераменту.

Черты характера человека также влияют на безопасность деятельности. Характер – это сторона, грань, свойство или особенность личности человека, которая определяет содержание и форму его поступков и поведения, или, другими словами, то, что он делает и как делает [49].

Опытный, уверенный в себе водитель, механизатор, бульдозерист, крановщик с твердым и решительным характером действует в опасной ситуации точно и быстро. Неопытный водитель действует слишком торопливо, проявляет растерянность, не выполняет необходимые действия по управлению автомобилем, колесным трактором, бульдозером, башенным краном.

Редко попадающие в ДТП водители транспортных средств характеризуются дисциплинированностью, рассудительностью, решительностью, упорством, находчивостью, широким умственным кругозором. Данные отечественных и зарубежных исследователей позволяют сформулировать следующие основные требования к таким профессиям, как водитель, тракторист-машинист, бульдозерист, экскаваторщик:

- физическое здоровье;

- высокая сопротивляемость утомлению;

- хорошее развитие органов чувств (острота зрения и точность координации движений, способность видеть в темноте, различать цвета, тона и ритмы, низкая чувствительность к ослеплению);

- способность сохранять в условиях длительных монотонных воздействий высокий уровень готовности к экстренным реакциям, долговременная выносливость;

- быстрота и постоянство реакций на движущийся объект;

- высокий автоматизм при управлении автомобилем, экскаватором, автокраном;

- эмоциональная устойчивость;

- широкое распределение и быстрое переключение вни­мания;

- зрительная память;

- хорошее восприятие пространства;

- умение правильно оценить скорость и расстояние;

- оперативное мышление;

- умение предвидеть изменение транспортной обстановки, состояние траншеи при разработке грунта, обстановки на строительной площадке;

- наблюдательность, находчивость, добросовестность, дисциплинированность;

- уверенность в собственных возможностях;

- социальная приспособленность;

- хорошее знание устройства машины, правил эксплуатации, регулировок, правил техники безопасности, соблюдение инструкции по охране труда.

Одним из важных качеств водителя, определяющим его надежность, является эмоциональная устойчивость не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации. Другим, может быть, самым важным качеством, непосредственно влияющим на безопасность деятельности, является быстрота реакции водителя на изменение дорожной обстановки.

Доктор медицинских наук Б. Первомайский считает, что водителю, прежде всего, необходима хорошая реакция. Первый компонент ее – способность и умение быстро начинать действие, второй – мгновенно приостанавливать его. Важнейшая характеристика водителя в этом смысле как раз в том и состоит, насколько быстро он может начинать движение, тормозить, опять начинать, затем снова тормозить и т. д. Это называется переключением. Езда по автомобильным дорогам от человека за рулем постоянно требует именно способности к мгновенным переключениям.

По Павлову, в основе этих двух компонентов, реакции и способности к переключению, лежит подвижность основных нервных процессов возбуждения и торможения. Это генетически обусловленное свойство высшей нервной деятельности, которое хотя и поддается тренировке, но очень тяжело. Поэтому люди с низкой подвижностью возбуждения и торможения не могут в совершенстве овладеть водительским искусством и их не следует направлять учиться в автошколы. Статистика показывает, что 40% наездов на препятствия и пешеходов происходят из-за просроченной десятой доли секунды и являются «трагедией нескольких метров», которые проехал автомобиль за эту долю секунды.

Время реакции можно определить с помощью специального теста, предложенного американским психологом Иозефом Блоком.

Тест на определение времени реакции. Отыскать по поряд­ку числа от 10 до 59, называя их вслух и проверяя это время по секундомеру, в следующей таблице (таблица вычерчивается на доске преподавателем до лекции или студентам даются листочки с напечатанной таблицей, или таблица проектируется на экране дислайдпроектором):

                   
                   
                   
                   
                   

В результате длительных исследований доктор Блок вывел следующую закономерность: если на поиски каждого следующего числа водитель тратит 10 – 30 с, то реакция у него выше средней, если больше минуты – плохая. Это свидетельствует о невнимательности и рассеянности, о том, что водитель в критической ситуации не сможет достаточно быстро отреагировать на опасность.

Можно записать время вашей реакции, определенной по тесту доктора Блока, и с помощью хронорефлексометра определить время реакции на звук и свет. Время реакции у людей различно. Реакция на торможение у водителей колеблется в пределах 0,45 – 1,50 с.

Сильное утомление, недомогание резко увеличивает время реакции, в результате уменьшается дистанция безопасности. Так, при скорости движения автомобиля 40 км/ч и времени реакции водителя 0,6 с автомобиль до начала торможения проходит 7 м пути. С увеличением скорости до 80 км/ч, а среднего времени реакции до 1,3 с автомобиль успевает пройти до начала торможения около 29 м пути. Учитывая, что тормозной путь при V = 80 км/ч составляет 50 м, рассчитаем дистанцию безопасности

SБ = SP+ST = 29+50+50 = 79 м.

На время реакции оказывает действие алкоголь. Так, при скорости движения 40 км/ч время реакции у трезвого водителя будет примерно 0,6 с, а у водителя в стадии опьянения 1,8 с. В связи с этим путь, который пройдет автомобиль за время реакции, увеличивается с 7 до 21 м, а дистанция безопасности с 27 до 41 м, т. е. почти в два раза.

Как считает Топоров Н.К. [46], в целом характер деятельности (затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерные напряжения зрительных и слуховых анализаторов, несоответствие рабочего места антропологическим данным человека и т. п.) приводит к повышенному физическому и нервному утомлению, которое ослабляет психику, снижает чувствительность органов зрения и слуха, уменьшает координацию движений, быстроту и точность ориентации, притупляет бдительность и внимание, нарушает восприятие происходящего, снижает критический анализ видимых изменений обстановки и своих действий.

Все это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья.

Профессор В.И. Барабаш [50] отмечает, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины:

- низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам БЖД;

- недостаточное воспитание;

- слабая установка специалиста на соблюдение безопасности;

- допуск к опасным видам работ лиц с повышенным рис­ком травматизма (есть ли генетические причины травматизма?);

- пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность деятельно­сти оператора.

Международный опыт, исследования, проведенные в Ленинградском государственном техническом университете (ЛГТУ), свидетельствуют, что 60 – 90% травм в быту и на про­изводстве происходит по вине самих пострадавших. В этой связи уместно вспомнить высказывание Сократа: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает, что плохо».

Не зря в Библии записано: «Спасись сам и возле тебя спасутся тысячи». А народная пословица гласит: «Береженного Бог бережет».

Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности дея­тельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности [46] (рис. 15).

Рис. 15

В организации профилактики травматизма большое значение имеют особые психические состояния.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса).

Еще в начале нашего столетия Р. Иеркс и Дж. Дидсон показали зависимость продуктивности (работоспособности) действий человека от степени эмоциональной активности.

Стресс бывает производственный:

- ответственность и опасность;

- давление временем;

- однообразность и монотонность;

- недостаточная двигательная активность;

- отрицательные физические воздействия среды обитания;

социальный:

- неопределенность;

- незаинтересованность в труде (незаинтересованность в учебе);

- недооценка возможностей;

- большое число задач.

Стресс – это бедствие века!

В мире на койках 40 млн. душевнобольных, 4300 млн. нервнобольных, 90% диспетчеров – гипертоники!

ВСША стресс считается как производственная травма и последствия нервного напряжения обходятся в 60 млрд. дол­ларов в год.

По данным ВОЗ в Японии стрессовое состояние характерно для 60% из 120 млн. человек населения. В США 45% лиц, занимающих ответственные посты, подвержены чрезмерному стрессу, а 15% из них находятся в постоянной нервной депрессии [51].

Последствия стресса (расстройства):

- головная боль;

- эмоциональные нарушения;

- язва желудка;

- аллергия;

- кожные заболевания;

- боли в спине;

- нарушения в скелетно-мышечной системе;

- злоупотребление табаком и алкоголем (табак умень­шает продолжительность жизни на 8 лет);

- инфаркты;

- несчастные случаи;

- самоубийства.

МОТ создаются программы по охране здоровья на производстве, основанные на трех требованиях:

1. Безопасная и здоровая производственная среда.

2. Благополучие трудящихся и уважение человеческой личности.

3. Возможность раскрывать свои способности и служить обществу посредством своего труда.

МОТ провозгласила предупреждение отрицательных последствий стресса одной из первоочередных задач своей деятельности в ближайшие годы.

В Программе «Защита жизни и здоровья человека», принятой Первым съездом специалистов по БЖД, нашли отражение и вопросы психического здоровья и проблемы безопасности.

Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела («Это божий дар» – считает профессор В.И. Барабаш).

Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные.

Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60% максимальной нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Выделяются два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый [46] (см. стр. 42).

Тормозной тип –характеризуется скованностью и замедленностью движений. Снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность.

Возбудимый тип – появляется гиперактивность, многословность, дрожание рук и голоса. Операторы совершают многочисленные действия (поправляют одежду, растирают руки). В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, В.И. Барабаш выделяет пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности (утрата сознания на несколько минут) могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте.

Употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) предупреждает развитие неврозов, но снижает психическую активность, замедляет реакцию, вызывает апатию и сонливость,

Пьянство и алкоголизм строительных рабочих, механизаторов, рабочих наемных бригад представляет серьезную проблему для БЖД в системе АПК России.

Недопустимо употреблять алкогольные напитки в рабочее время, в учебное время, так как отрицательное влияние их на работоспособность известно.

По различным данным 40 – 60% ДТП связаны с употреблением алкоголя. Имеются сообщения, что смертельные случаи на производстве в 64% обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших [50].

С позиций безопасности труда, по мнению профессора В.И. Барабаш, особое значение имеет посталкогольная астения(похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий среды ставит задачу организации труда коллектива для предупреждения утомляемости, стрессовых ситуаций.

Документ 2. ПРОФЕССИЯ И СТРЕСС

Группа психологов из Манчестерского университета (Англия) провела исследование продолжительности жизни представителей различных профессий и составила шкалу стрессов по 150 профессиям. Ученые брали в расчет различные факторы, в том числе заболевания, различные степени обстоятельств, жизненные неурядицы и пр. Оценка давалась по10-балльной системе.

Самой опасной профессией была признана работа шахтеров. Они получили 8,3 балла. Второе место заняли полицейские – 7,7 балла, третье поделили журналисты и строители – 7,5 балла.

Далее: зубные врачи – 7,3 балла, актеры и политики –7,2, общественные деятели – 7, врачи – 6,8. Водители автотранспорта набрали – 5,4 балла, дипломаты и фермеры –4,8. Самое последнее место досталось работникам музея. Они набрали всего 2,8 балла.

Методы защиты человека от нервно-психических нагрузок. Изучение причин производственного травматизма среди персонала механизированного производства, деятельность которого носит операторский характер со значительной долей физического труда, показала влияние на возникновение несчастных случаев личностных качеств работников и психофизиологических свойств [45].

В структуре «личность – состояние» объективному предрасположению к несчастным случаям соответствует недостаточность личностной компенсации по отношению к неблагоприятным состояниям усталости, сонливости, плохому настроению. В частности, обнаружено отрицательное влияние эмоциональной сферы на структуру внимания. Поэтому для уменьшения и ликвидации действия личностного фактора в производственном травматизме необходимо, считают авторы учебника «Основы инженерной психологии» [45], проведение соответствующей профессиональной подготовки, формирование индивидуального стиля деятельности, рационализация режима труда и отдыха, проведение воспитательных мероприятий.

Высокая профессиональная подготовка операторов создает потенциальные возможности для более эффективной работы системы «человек – машина – среда» [45]. Однако, считает Б. Ф. Ломов, для превращения этой возможности в действительность необходимо правильно организовать труд операторов. Важнейшей задачей организации труда является разработка рационального режима труда и отдыха – чередование работы и перерывов, устанавливаемые на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности и сохранения здоровья работников.

Типовые нормы и рекомендации ВНИИОТ, ГОСНИТИ, как отмечено выше, рекомендуют время на отдых механизаторам при вспашке назначить в виде двух перерывов по 10 минут в течение смены через два часа после начала работы и за 1,5 часа до ее конца.

Такой режим труда и отдыха не вполне приемлем, ибо не учитывает энергетическую стоимость работы. С учетом энергетических затрат время на отдых может быть рассчитано по формуле Лемана Г. [52].

, %,

где ТОТД – время на отдых в % от длительности смены; W – специфические рабочие энергетические затраты, ккал/мин.; 4 нормированные (предельные) энергетические затраты, ккал/мин.

Если принять энергетические затраты при пахоте 5 ккал/мин. (по зарубежным данным 5,4 – 6,9 ккал/мин. [44]), то длительность отдыха составит 25% от длительности работы.

Учитывая, что энергетические затраты в полевых условиях калориметрическим методом определить затруднительно, целесообразно время на отдых определять по выражению (7), предложенному нами на основе критического анализа существующих методик и экспериментальных данных [43]

,

где ТОТ – время на отдых по типовым нормам выработки (20 мин.); ПЭ – комплексный эргономический показатель качества поста управления (ПЭ = 0,243).

Время на отдых, рассчитанное по данному выражению, составило 83 мин. С учетом динамики физиологических функцийорганизма операторов был назначен и внедрен в совхозе «Белозерский» Курганской области оптимальный режим труда и отдыха для механизаторов, работающих на тракторах марки Т-4А.

Во время регламентированных перерывов для отдыха необходимо сменить позу, обеспечивая отдых уставшим мышцам,и выполнить комплекс упражнений в соответствии с рекомендациями ВНИИОТ (г. Орёл), после чего выпить витаминизированный чай из термоса, послушать музыку, включить кассетный магнитофон.

Автор брошюры «Психология безопасности труда в строительстве» Новиков Г.А. [11] считает, что борьба с травматизмом должна включать мероприятия по доведению факторов условий труда (температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, освещенность и др.) до параметров санитарных норм, мероприятия, ускоряющие врабатывание (вводная гимнастика, функциональная музыка), способствующие сохранению высокой устойчивой работоспособности (микропаузы общей продолжительностью 9 – 10% рабочего времени), предупреждающие утомление (обеденный перерыв 40 – 60 мин.), режим питания и питья (калорийность питания 3000 – 5000 ккал), умеренный прием воды, газированной углекислым газом, температурой 8 – 12° C.

Методы защиты от нервно-психических нагрузок разработаны многими авторами [3, 11, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57].

В Курганском СХИ на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» разработаны проекты комнат психологической разгрузки для санатория-профилактория студгородка «Лесники», молочного комплекса совхоза «Тобол» [54].

Сотрудниками кафедры БЖД. студентами-дипломниками в колхозе «Звезда» оборудован восстановительно-оздоровительный центр для животноводов [55].

Макет его демонстрировался на межотраслевой выставке «Охрана труда-90» на ВДНХ СССР. Колхоз и Курганский СХИ награждены серебряной медалью.

После изучения функционального назначения сауны, массажной, операторской, комнаты психологической разгрузки восстановительно-оздоровительного центра колхоза «Звезда» на действующем макете предлагаются вопросы для дискуссии.

Документ 3. СТРЕСС

(из книги Ж. Годфруа. Психология. Мир. М., 1992 – 491 с)

Жизнь состоит из ожидаемых или неожидаемых событий. Некоторые из них приятные, другие менее приятные, а иные совсем неприятные. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. Мы видели, что в тех случаях, когда мы располагаем достаточной информацией, мы способны реагировать спокойно. Более того, у нас даже могут возникать положительные эмоции, если о данной ситуации мы знаем больше, чем это нам необходимо. Тогда организм не напряжен и готов к новым испытаниям.

Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться и вызывает активацию организма. И тогда одной из возможных реакций будет отрицательная эмоция.

Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае, если ситуация затягивается, реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения как в физиологическом, так и психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек находится в стрессовом состоянии.

Известно множество ситуаций, порождающих стресс, – от случаев отделения ребенка от матери в первые годы жизни до серьезных заболеваний у людей зрелого возраста. В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого – это потеря работы. Было показано, что стрессовое состояние у работника вызывается не столько совершившимся фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять. И чем противоречивее слухи о возможном закрытии предприятия, тем сильнее стресс. Что касается того, кто ищет работу, так у него к стрессу приводят скорее ожидание ответа и связанная с ним неопределенность, чем отказ в приеме на место.

Эксперименты, проводимые на обезьянах и крысах, дали результаты, подтверждающие подобные выводы. Селье (1974) показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома.

Первый этап – реакция тревоги. Для него в основном характерны физиологические изменения, подготавливающие манизм к встрече с новой ситуацией и приводящие животное в состояние большей настороженности и беспокойства.

Если эта ситуация затягивается, то создается впечатление, что организм возвратился к своему нормальному состоянию, даже если его реакции не всегда адекватны. Это фаза сопротивления, во время которой организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы.

Но резервы не безграничны и если стресс продолжается, то вскоре они начинают катастрофически уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего – к нервным срывам. О реакциях индивидуума, находящегося в подобном состоянии, мы расскажем позднее, когда будем рассматривать механизмы адаптации личности.

Позднее Селье дополнил свою теорию, высказав мысль, что не всякий стресс вреден. Стресс – неотъемлемая часть жизни и его нельзя избежать. Важно, по мнению Селье, то, что каждый из нас – с учетом того, что он собой представляет и какие испытания в жизни готов перенести, – способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие ихобычного спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать связанные с этим опасности.

Мы только что в общих чертах ознакомились с тем, как наш организм активируется либо восприятиями внешнего мира, либо потребностями, которые он стремится удовлетворить наилучшим образом, используя получаемую информацию.

С первых дней жизни ребенок учится распределять элементы реального мира по категориям и таким образом создавать себе надежные ориентиры, позволяющие ему направлять свою деятельность.

Все действия, которые он будет совершать, все эксперименты, которые произведет, и все переживания обеспечат ему множество таких ориентиров, помогающих идти все дальше впознании окружающего мира. Это будут вехи в длительном процессе обучения, в котором ребенок будет получать помощь от социальных структур и в то же время «вписываться» в эти структуры. Обработка получаемой информации позволит ребенку приобретать и закреплять в памяти знания ина­выки, а на их основе будут вырабатываться высшие процессы, такие как мысль и речь. Именно эти процессы окончательно выделяют человека из остального животного мира, наделяя его способностью осознавать свою собственную при­роду и свое место во Вселенной.

Документ 4. ЖИЗНЬ, СТРЕСС И ВЫ

(Из книги Ж. Годфруа «Психология». Мир. – М: 1992 – 491 c)

В жизни каждая ситуация по-своему воздействует на наш организм и может, в частности, вызывать разного рода стрессовые реакции.

Человек в основном существо социальное. И очевидно, что аффективные связи, возникающие на протяжении всей его жизни, иногда имеют для него решающее значение. Поэтому любое создание прочных отношений и особенно любой разрыв (будь то на уровне двух людей, семьи или группы) у многих могут приводить к эмоциональным расстройствам, иногда с драматическими последствиями.

Профессиональная или ученическая жизнь молодежи так же, хотя и в меньшей степени, бывает источником стрессов. Все мы рано или поздно сами проходим через это. Наше личное поведение и изменения в нашем понимании жизни тоже часто вызывают напряженность, которая дорого обходится организму. И наконец, проведение досуга, равно как хлопоты повседневной жизни или периоды нездоровья (если оно не вызвано самим стрессом), требуют иногда, чтобы организм черпал силы для их преодоления из своих резервов. Однако не следует забывать, что каждый из нас дает свою специфическую реакцию на стресс и что некоторые люди, видимо, больше других предрасположены в физиологическом плане к стрессовой реакции на трудности жизни.

И. Маркс и его коллеги (1975) несколько переработали список стрессовых ситуаций, составленный ранее Андерсоном (1972). В приводимой ниже таблице различные элементы этого списка перегруппированы с учетом того, к какой из граней жизни, о которых мы только что говорили, они относятся. Кроме того, мы их классифицируем по их относительному значению и оцениваем в «единицах жизненных перемен» (табл. 9).

Т а б л и ц а 9. Причины стресса

События, пережитые в течение 12 месяцев Оценка в «единицах жизненных перемен» Ваши очки
     
А. НА УРОВНЕ АФФЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ    
1. Смерть супруга    
2. Брак или принятие предложения    
3. Смерть близкого родственника    
4. Развод    
5. Разделение имущества супругов    
6. Беременность (как фактор стресса для 1 одного или другого из супругов)    
7. Смерть близкого друга или подруги    
8. Разрыв прочной связи или помолвки    
9. Примирение супругов    
10. Трудности в сексуальном плане    
11. Значительные изменения в состоянии здоровья или в поведении одного из членов семьи    
12. Помолвка    
13. Изменение в отношениях (к лучшему или худшему) с партнером или с партнершей    
14. Появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение)    
15. неприятности в семье у партнера или у партнерши    
16. Изменение в привычках совместных визитов    
17. Поступление супруга на работу или    
18. Значительные изменения во встречах с семьей (в частоте контактов с ней)    
Промежуточный итог    
Б. НА УРОВНЕ УЧЕБЫ    
1. Поступление в колледж, институт и т. п.    
2. Смена учебного заведения    
3. Трудности учебы (связанные с препо­давателями, с администрацией, с прог­раммой)    
4. Совмещение учебы с работой    
5. Изменение профориентации или программы    
6. Существенные изменения в степени занятости учебными делами    
Промежуточный итог    
В. НА УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ    
1. Потеря постоянной работы    
2. Изменение профессии или работы    
3. Существенное изменение в ответствен­ности на работе (рост по службе, понижение и т. п.)    
4. Значительные изменения в распорядке и условиях работы    
5. Неприятности с начальством    
Промежуточный итог    
Г. НА УРОВНЕ ЛИЧНЫХ УСТАНОВОК    
1. Значительное изменение в восприятии и познании самого себя    
2. Изменение отношения к употреблению наркотиков (в благоприятную или не­благоприятную сторону)    
3. Серьезный конфликт или значительные изменения в области признаваемых ценностей    
4. Значительные изменения в понимании личной независимости и ответственности    
5. Значительные изменения в потребле­нии алкоголя (благоприятные и небла­гоприятные)    
6. Изменение личных привычек (друзей, одежды, манеры поведения и т. п.)    
7. Значительные изменения в религиозной практике    
Промежуточный итог    
Д. НА УРОВНЕ ЗДОРОВЬЯ    
1. Серьезная болезнь или травма    
2. Изменение в режиме сна (в его общей длительности или во времени его начала)    
3. Существенные изменения в еде (в ко­личественном отношении или во времени приемов пищи)    
Промежуточный итог    
Е. НА УРОВНЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ    
1. Заем денег или отдача в залог имущества на сумму менее 15000 американских долларов    
2. Переезд на другую квартиру или изменение квартирных условий    
3. Личное достижение исключительного уровня    
4. Значительное изменение финансового положения (в лучшую или худшую сторону)    
5. Обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, про­езд на красный свет)    
Промежуточный итог    
Ж. НА УРОВНЕ ДОСУГА    
1. Значительные изменения участия в об­щественной жизни    
2.Значительные изменения в характере использования досуга    
3. Развлекательная поездка    
Промежуточный итог    
Общий итог    

Предшествующие исследования показали, что в выборке 17- и 18-летних студентов и студенток результаты для поло­вины их были ниже 767 единиц, а для другой половины – выше этого числа. Если вы хотите узнать свой собственный уровень, отметьте оценки каждого события, которое было в вашей жизни за последние 12 месяцев (если за этот период оно случилось неоднократно, не забудьте умножить оценку на число повторений). Потом сложите различные оценки и сравните результат с числом 767 (средним для упомянутой выборки).

Документ 5. ВСЕ ЛИ РАВНЫ?

Зимняя почта принесла в редакцию бюллетеня письмо из Воронежской области, в котором наш читатель спрашивает: «Правда ли, что у части людей существует как бы предрасположенность к травмированию и потому с ними чаще, чем с другими, происходят несчастные случаи?» Вопрос, как видите, если и не злободневный, то глубокий и интересный. Есть надежда, что ответ на него заинтересует и тех, кто не задумывался на эту тему.

Итак, проблема «подверженности травматизму» обнаружилась в пору, когда только начали заниматься профессиональным отбором, в частности, среди водителей механических транспортных средств. Работами американских и немецких исследователей было установлено, что способности работать безопасно у разных водителей разные. Они зависят от таких качеств, как внимание, быстрота мышления и реакции, остроты зрения и слуха, памяти, противодействия усталости. Констатация этих выводов теперь вызывает улыбку – так все очевидно. Не забудьте, однако, что впервые они прозвучали в 1910 году, когда человечество еще не имело ни обширного опыта использования автомашин, ни большой статистики несчастных случаев.

Вторым этапом появления гипотезы о «предрасположен­ности» стали в двадцатые годы работы англичан и немцев по анализу первичных материалов о несчастных случаях. Результаты были получены схожие плюс утверждение, «что каждый несчастный случай учит чему-то новому, и эти уроки надо использовать для того, чтобы избежать несчастий в бу­дущем».

Изучение статистических закономерностей трудового травматизма, предпринятое в двадцатые и тридцатые годы, дополнило представлений о влиянии человеческого фактора на несчастные случаи. Именно тогда впервые появились доводы к тому, что травмы чаще возникают у тех рабочих, с которыми прежде уже бывали несчастные случаи (80 – 90% всех несчастных случаев приходилось на 10 – 15% общего числа рабочих). Это утверждение было столь неожиданным, что побудило и других исследователей включиться в работу и избрать путь как углубленного «рытья» в новых статистических массивах, так и перепроверки достоверности уже сделанных анализов. Итогом работ того времени стал вывод о том, что предрасположенность к травмам следует рассматривать не просто как функцию индивидуально-психологических качеств рабочего, но и как результат соединения этих качеств с производственными условиями.

Однако наибольшую известность в изучении влияния индивидуальных качеств человека на несчастные случаи полу­чили работы немецкого психолога Карла Марбе. Основой его работ стал тезис о том, что человеческие действия и их результаты обусловлены не только внешними стимулами и условиями, но и ранее существовавшей в организме готовностью (установкой) к их выполнению – готовностью, как сознания, так и мышечной системы. Развивая теоретические рассуждения, Марбе предполагал, что люди, обладающие хорошей переключаемостью установок, будут иметь малую подверженность опасности, а люди с плохой переключаемостью будут как бы отставать в своем приспособлении к изменениям среды и поэтому будут подвержены травмам.

Экспериментальную проверку Марбе проводил на основе данных о травматизме 3 тыс. человек за десятилетний период, но в два этапа по 5 лет каждый (рис. 16).

Рис. 16

Результаты исследований оказались такими: в первой группе на каждого ее члена пришлось 0,52 травмы. В третьей же группе, где на человека в предшествующие 5 лет приходилось больше всего несчастных случаев и в последующие 5 лет приходилось в 2,5 раза больше травм, чем в первой группе (1,33). Для второй группы этот показатель был промежуточным (0,91). Именно в этих результатах К. Марбе усматривал доказательство своей теории. Пусть не все гладко в ней с методической точки зрения, о чем заявляли позднее многочисленные оппоненты Марбе, но опровергнуть связь предшествующих несчастных случаев с последующими так никто и не смог до сих пор. Другое дело, что не получили подтверждение доводы Марбе о всегдашней вине только индивидуальных качеств, а также о фатальной предрасположенности некоторых людей к травмам.

Велись и ведутся научные исследования в этой области и в нашей стране. Среди их авторов наиболее известен М.А. Котик. Не входя в детальный разбор этих работ, в целом можно констатировать, что факт неравенства различных людей перед опасностью в них также признан. Оно проистекает из неодинаковых генетически заложенных свойств личности – физического здоровья, темперамента, внимания, координации движений, эмоциональной устойчивости и других, что и предопределяет различную самозащищенность работающих. Одним из наиболее убедительных свидетельств неравенства перед опасностью является то, что личностные причины возникновения несчастных случаев составляют по статистике (по разным источникам) от 60 до 90% общего числа. В практическом плане итог всему сказанному следующий: повысить защищенность работающих перед опасностью, а следовательно, и сгладить неравенство между ними можно за счет профессионального отбора, а также учета психо-физиологических особенностей каждого участника трудового процесса. Но это уже тема другого разговора. А пока, для заинтересованного читателя сообщаю еще об одной книге Михаила Аркадьевича Котика, вышедшей в Москве в издательстве «Транспорт». Она называется «Беседы психолога о безопасности дорожного движения». В ней можно найти много интересного и поучительного как для специалистов, так и просто для участников движения.

Д.П. Мисник, СФ ВНИИОТ.

Документ 6. СОВЕТЫ Д. КАРНЕГИ

6.1. Четыре хороших трудовых навыка, которые помогут вам предотвратить усталость и беспокойство.

Хороший трудовой навык № 1: Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношениек решаемой сейчас проблеме.

Роланд Л. Уильямс, президент Чикагской и Северо-западной железнодорожной компании, говорит: «Человек, письменный стол которого завален документацией по различным вопросам, почувствует, что его работа стала гораздо легче и результативнее, если он освободит стол, оставив лишь бумаги, связанные с проблемой, требующей немедленного решения. Я называю это хорошим домоводством, и это – первый шаг к эффективности».

- Порядок – первый закон небес.

Порядок должен быть также первым законом и в деловой деятельности. Но так ли это?.. Издатель одной новоорлеанской газеты как-то рассказал мне, что его секретарь навела порядок на одном из его столов и обнаружила пишу­щую машинку, утерянную два года назад!

Один лишь вид стола, заваленного письмами, оставшимися без ответа, докладами и памятными записками, вызывает смятение, напряжение и беспокойство. Но это еще не самое страшное зло. Постоянное напоминание о «миллионе не­выполненных дел и отсутствии времени, чтобы их выполнить», может вызвать у вас не только напряжение и усталость, но и повышение кровяного давления, нарушение деятельности сердца и язву желудка.

Чарльз Эванс Хьюз, бывший главный судья Верховного суда Соединенных Штатов, сказал: «Люди не умирают от чрезмерной работы. Люди умирают, от бессмысленной траты сили беспокойства». Да, от бессмысленной траты сил, энергии и беспокойства из-за того, что им кажется невозможным когда-нибудь выполнить свою работу.

Хороший трудовой навык № 2: Выполняйте дела в порядкеих важности.

Я знаю на основе многолетнего опыта, что не всегда удается выполнять свои дела в порядке их важности, но я также знаю, что хотя бы приблизительное планирование очередности дел бесконечно полезнее, чем импровизация по ходу действия.

Если бы Джордж Бернард Шоу не придерживался твердого правила – в первую очередь выполнять самые важные дела, он бы, возможно, не стал писателем и на всю жизнь остался бы кассиром в банке.

Хороший трудовой навык № 3: когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения. Не откладывайте решений.

Один из моих бывших слушателей, ныне покойный X.П. Хауэлл, рассказывал мне, что когда он был членом правления сталелитейной компании «Ю.С. стил», заседания правления часто затягивались. На них обсуждалось множество проблем и принималось мало решений. В результате каждый член правления уходил домой с кипами докладов, которые надо было рассмотреть.

В конце концов, мистер Хауэлл убедил членов правления рассматривать каждый раз только одну проблему и решать ее. Никаких проволочек – никакого откладывания. Решение могло сводиться к поиску дополнительных фактов; могли быть намечены какие-то действия или не предпринималось никаких мер. Но ни одна проблема не рассматривалась до решения предыдущей. Мистер Хауэлл рассказал мне, что результаты оказались поразительными и благотворными: повестка была исчерпана. Просроченных дел не было. Члены правления больше не носили домой кипы докладов. И они освободились от преследовавшего их чувства беспокойства по поводу нерешенных проблем.

Хороший трудовой навык № 4: Научитесь организовывать работу, делить ответственность и осуществлять контроль.

Многие деловые люди раньше времени доводят себя до могилы потому, что они так и не научились распределять обязанности, стремятся все выполнить сами. Результат? Человек тонет в массе деталей, происходит путаница. Его охватывает чувство постоянной спешки, беспокойства, тревоги и напряжения. Трудно научиться делить ответственность, я знаю. Для меня это явно трудно, ужасно трудно. По собственному опыту я также знаю, какие катастрофы могут произойти, когда ответственность возлагается на неподходящих людей. Но как бы ни было трудно распределять ответственность, администратор должен это делать, если хочет избежать беспокойства, напряжения и усталости.

Научные деятели редко испытывают нервные потрясения. У них нет времени на такую роскошь. Почему волнения отступают, когда человек занят? Психологи объясняют это действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.

Вы не совсем уверены в этом? Ну что же, тогда давайте проведем эксперимент. Откиньтесь в кресле, закройте глаза и попытайтесь в один и тот же момент подумать о статуе Свободы и о том, что вы будете делать завтра утром. Вы обнаружите, что о том и о другом можно думать по очереди, но не одновременно. Разумеется, то же самое происходит и в сфере наших эмоций. Мы не можем испытывать бодрость духа, энтузиазм по поводу интересного дела и одновременно грусть и отчаяние. Один вид эмоций вытесняет другой.

«Трудотерапия» – термин, используемый в психиатрии, когда в качестве лекарства назначается работа. Древнегреческие врачи применяли трудотерапию за 500 лет до рождения Христа!

Человек, посетивший санаторий известного американского психиатра Квокера в 1774 году, был изумлен, увидев, что пациенты, считавшиеся психически больными, ткали лен. Он подумал, что несчастных жестоко эксплуатируют. Но доктор Квокер объяснил ему, что состояние здоровья пациентов улучшалось. когда они занимались посильной для них деятельностью. Это успокаивало их нервы.

Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется, должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, что ничего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т. д.

6.2. Как обрести спокойствие и счастье. «Наша жизнь естьто, что мы думаем о ней». Эти слова Марка Аврелия могут изменить вашу судьбу.

В самом деле, если м


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: