Главная цель специализированной службы управления персоналом состоит в координации деятельности руководителей всех уровней по формированию, реализации и развитию кадрового потенциала предприятия.
Численность службы управления персоналом определяется её ролью в общей системе управления. При пассивной роли с упором на делопроизводство по учёту движения кадров, численность отдела кадров не превышает 0,5-1% от числа работающих.
Современный подход, при котором главенствующую роль в эффективности производства играет человеческий фактор, предполагает численность службы управления персоналом с полным набором функций в размере 2% от количества работающих на предприятии.
Тенденции в развитии и эффективном использовании кадрового потенциала служб управления персоналом стали два направления:
1 развитие информационных технологий и автоматизация работы на основе современной компьютерной техники;
2 развитие инфраструктуры управления персоналом на основе его децентрализации через взаимодействие с руководителями подразделений, а также благодаря использованию внешних организаций и консультантов по подготовке и повышению квалификации специалистов кадровых служб, оценке персонала управления, социологическим исследованиям, характеристикам трудовых коллективов и стилю лидерства.
|
|
Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются:
– Всеобщая декларация прав человека;
– Конституция (Основной закон) страны;
– Гражданский кодекс страны;
– система управления предприятием;
– планы экономического и социального развития.
Различают следующие функции (или подсистемы) в деятельности кадровой службы предприятия:
– кадровая политика;
– подбор персонала;
– оценка персонала;
– расстановка персонала;
– адаптация персонала;
– обучение персонала.
Система работы с персоналом отражается в таких важнейших документах, как:
– устав предприятия;
– философия предприятия;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– коллективный договор;
– штатное расписание предприятия;
– положение об оплате и премировании труда;
– положение о подразделениях;
– контракт сотрудника;
– должностные инструкции;
– модели рабочих мест;
– регламенты управления.
Кадровая служба выполняет две основные функции:
– управление трудовыми отношениями
– оформлением трудовых отношений.
К первой группе относят:
1 Обеспечение кадрами: определение потребности в кадрах, поиск специалистов, заключение контрактов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, прекращение контрактов, перемещение кадров.
|
|
2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
3. Организация оплаты труда, подразумевающая аттестацию рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда.
4. Выявление социальной напряжённости в коллективе и снятие её.
5. Развитие отношений с органами рабочего самоуправления.
6. Координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники пожарной безопасности.
7. Обеспечение каждой службы организации квалифицированными кадрами и т.д.
Оформление трудовых отношений включает около 40 работ (задач), среди которых следующие:
1. Подготовка кадровых приказов.
2. Оформление трудовой книжки.
3. Ознакомление работников с приказами под расписку.
4. Ведение личных дел.
5. Консультирование сотрудников.
6. Составление описи дел, формирование дел в архив.
7. Оформление документов для назначения пособия детям и т.д.
В целом служба управления персоналом на предприятии охватывает следующие направления:
– разработка кадровой политики на основе общей стратегии развития предприятия.
– составление штатного расписания в соответствии с кадровой политикой предприятия.
– разработка профессионально-квалификационных требований (моделей должностей);
– обеспечении рабочих мест специалистами, привлечение и подбор персонала;
– регулирование персонала: ротация, назначение, выдвижение, аттестация, выборы, перемещения;
– оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование;
– анализ и координация межличностных и внутригрупповых отношений, профилактика социальных и хозяйственных конфликтов, предупреждение личностных стрессов;
– формирование резерва персонала, лизинг персонала, планирование деловой карьеры;
– управление занятостью;
– профессиональная и организационная адаптация персонала;
– регулирование трудовых отношений, этики, эстетики, экономики труда;
– разработка систем административного, экономического и социально-психологического стимулирования труда специалистов;
– разработка систем оценок эффективности труда специалистов и руководителей всех уровней;
– подготовка и переподготовка кадров;
– делопроизводство по учёту движения кадров.
Сегодня для выполнения функций и задач организации и повышения эффективности трудового потенциала менеджер по управлению персоналом должен в совершенстве владеть методами динамического экономического моделирования:
– изменения численности и структуры трудового потенциала;
– организационных структур управления и штатного расписания;
– нормирования труда и разработки систем оплаты труда по конечным результатам;
– регламентации трудовых отношений;
– разработки систем опережающего и сквозного обучения сотрудников.
При этом используются на высоком уровне персональные компьютеры и взаимосвязанные экономико-математические модели.