Отношение выручки от реализации к чистым текущим активам

Чистые текущие активы — это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Коэффициент по содержанию близок к оборачиваемости оборотных активов. Вообще говоря, высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предполо­жить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероят­ность замедления оборачиваемости дебиторской задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого — затруд­нения в расчетах предприятия со своими кредиторами.

Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности мо­жет быть вызвано неготовностью дебиторов к оплате возрастающих объемов поставок; в этой связи может возникать и просроченная дебиторская задолженность.

Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах.

6. Отношение выручки от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источни­ков средств. Показатель требует оценки реальной величины собст­венного капитала. В активе баланса собственным источникам покрытия соответствуют, в частности, нематериальные активы и запасы. При оценке стоимости собственного капитала рекоменду­ется уменьшить его на величину нематериальных активов, которые практически ничего бы не стоили, например, при вынужденной ликвидации или реорганизации предприятия; кроме того, запасы надо уменьшить в соответствии с разницей цен, по которым они числятся на балансе и по которым они могли бы быть реализованы или списаны.

Собственный капитал, откорректированный с учетом реального состояния названных элементов внеоборотных и оборотных акти­вов, отражает более точно стоимость имущества предприятия в части, обеспеченной собственными источниками покрытия. Вы­ручка от реализации, отнесенная к этой стоимости, показывает оборачиваемость собственных источников более точно, т. к. ни нематериальные активы, ни превышение балансовой стоимости запасов над реальной их стоимостью не являются факторами, способствующими увеличению объема продаж.

7. Отношение выручки от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необ­ходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. Его снижение может быть вызвано разными причинами:

а) появление неликвидных запасов сырья и материалов готовой продукции, товаров для перепродажи и др.;

б) опережающий рост цен на материальные запасы по сравне­нию с ростом цен на номенклатуру продукции (работ, услуг), реализуемой предприятием;

в) снижение спроса на продукцию предприятия. Возможны и другие причины. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение —отрицательно.

8. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства — производственный потенциал предприятия, в резуль­тате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Уровень этого показателя, разумеется, неодинаков в раз­ных отраслях и сферах деятельности. Он интересен только в динамике и в сопоставлении с прибылью от реализации, если она изменяется в зависимости от изменения удельного веса основных средств в активах.

Следует иметь в виду, что высокая доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия. В ны­нешних условиях регулярно проводившиеся переоценки основ­ных средств привели к резкому возрастанию их удельного веса в стоимости имущества предприятий, особенно в производствен­ной сфере.

9. Отношение запасов к чистым текущим активам. Это оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных запа­сах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост пока­зателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.

10. Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резер­вам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредито­рами полностью. Однако необходимо иметь в виду, что ситуация, когда надо расплачиваться со всеми кредиторами сразу, экстре­мальна. Практически существуют первоочередные кредиторы, дол­ги которым должны быть оплачены прежде, чем предъявят претен­зии остальные кредиторы. Поэтому практически правильнее сопо­ставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.

11. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реали­зации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесяч­ный срок погашения дебиторской задолженности. Много это или мало, зависит от сферы деятельности, состояния расчетов с креди­торами, длительности производственного цикла и т. д. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение по­казателя, можно рассматривать как признак повышения кредито­способности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.

12. Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженно­сти. Этот показатель является коэффициентом текущей ликвидно­сти, о котором подробно говорилось выше. Его целесообразно применять с учетом состояния оборотных активов.

13. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженно­сти предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются обо­ротные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, для оценки кре­дитоспособности предприятия важно, существует ли резерв на случай безнадежной дебиторской задолженности.

Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия, который мы рассчитывали ме­тодом, учитывающим конкретный состав отдельных элементов оборотных активов.

Рассмотренные 13 показателей кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние предприятия. Однако необходимость практического применения всех этих показателей сразу может возникнуть только в сложных случаях, если есть серьезные сомнения в кредитоспособности клиента. Кроме того, как правило, оценка по большому количеству показателей приво­дит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшать­ся, другие — ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэ­тому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.

Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности пред­приятия являются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: