Чистые текущие активы — это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Коэффициент по содержанию близок к оборачиваемости оборотных активов. Вообще говоря, высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости дебиторской задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого — затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.
Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности может быть вызвано неготовностью дебиторов к оплате возрастающих объемов поставок; в этой связи может возникать и просроченная дебиторская задолженность.
Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах.
6. Отношение выручки от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств. Показатель требует оценки реальной величины собственного капитала. В активе баланса собственным источникам покрытия соответствуют, в частности, нематериальные активы и запасы. При оценке стоимости собственного капитала рекомендуется уменьшить его на величину нематериальных активов, которые практически ничего бы не стоили, например, при вынужденной ликвидации или реорганизации предприятия; кроме того, запасы надо уменьшить в соответствии с разницей цен, по которым они числятся на балансе и по которым они могли бы быть реализованы или списаны.
Собственный капитал, откорректированный с учетом реального состояния названных элементов внеоборотных и оборотных активов, отражает более точно стоимость имущества предприятия в части, обеспеченной собственными источниками покрытия. Выручка от реализации, отнесенная к этой стоимости, показывает оборачиваемость собственных источников более точно, т. к. ни нематериальные активы, ни превышение балансовой стоимости запасов над реальной их стоимостью не являются факторами, способствующими увеличению объема продаж.
7. Отношение выручки от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. Его снижение может быть вызвано разными причинами:
а) появление неликвидных запасов сырья и материалов готовой продукции, товаров для перепродажи и др.;
б) опережающий рост цен на материальные запасы по сравнению с ростом цен на номенклатуру продукции (работ, услуг), реализуемой предприятием;
в) снижение спроса на продукцию предприятия. Возможны и другие причины. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение —отрицательно.
8. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства — производственный потенциал предприятия, в результате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Уровень этого показателя, разумеется, неодинаков в разных отраслях и сферах деятельности. Он интересен только в динамике и в сопоставлении с прибылью от реализации, если она изменяется в зависимости от изменения удельного веса основных средств в активах.
Следует иметь в виду, что высокая доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия. В нынешних условиях регулярно проводившиеся переоценки основных средств привели к резкому возрастанию их удельного веса в стоимости имущества предприятий, особенно в производственной сфере.
9. Отношение запасов к чистым текущим активам. Это оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.
10. Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью. Однако необходимо иметь в виду, что ситуация, когда надо расплачиваться со всеми кредиторами сразу, экстремальна. Практически существуют первоочередные кредиторы, долги которым должны быть оплачены прежде, чем предъявят претензии остальные кредиторы. Поэтому практически правильнее сопоставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.
11. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Много это или мало, зависит от сферы деятельности, состояния расчетов с кредиторами, длительности производственного цикла и т. д. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение показателя, можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.
12. Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности. Этот показатель является коэффициентом текущей ликвидности, о котором подробно говорилось выше. Его целесообразно применять с учетом состояния оборотных активов.
13. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, для оценки кредитоспособности предприятия важно, существует ли резерв на случай безнадежной дебиторской задолженности.
Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия, который мы рассчитывали методом, учитывающим конкретный состав отдельных элементов оборотных активов.
Рассмотренные 13 показателей кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние предприятия. Однако необходимость практического применения всех этих показателей сразу может возникнуть только в сложных случаях, если есть серьезные сомнения в кредитоспособности клиента. Кроме того, как правило, оценка по большому количеству показателей приводит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшаться, другие — ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэтому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.
Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются: