Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Сравните слова, выделив окончание и определив основу, сделайте выводы.

Красные, полей, революция, конституция, темя, семя, друзей, коней, окончание, работа.

Упражнение 2

Выделите окончание в словах и определите, какое оно: материально выраженное или нулевое.

Играют, работают, живут, мама, сын, заячий, четвертый, рассказал, хорош, стол, стул, выскажись, диваны, пришел, ответил, направо, слева.

Упражнение 3

Расскажите, каким образом выделяется окончание в слове, докажи это на примерах следующих слов:

стол, работая, окно, красивый, большой, держа, цветок, принеси, делай, лисий, яркий, говорить, хорошо.

Упражнение 4

Докажите, что в данных словах и формах слов нет никакого окончания:

делая, создав, больше, крупнее, влево, справа, быстрее, тоньше, выше, глубже.

Упражнение 5

Разберите слова по составу и определите, какая в слове основа: производная, непроизводная (членимая), производящая:

Гордость, прибрежный, подосиновик, подберезовик, скоординировать, столик, травяной, прекрасный, приближение, большой, радость.

Упражнение 6

Выделите в словах корни, докажите с помощью примеров, что это общая часть родственных слов.

Переходить, передача, приехать, подберезовик, спланировать, вылететь, стульчик.

Упражнение 7

Выделите в словах корни и докажите, какие они: свободные или связанные.

Передача, вылить, уйти, вынуть, кто, что, сделать, прочитать, нарисовать, перенести.

Упражнение 8

Выделите приставки, или префиксы. Определите, какие они - формообразующие или словообразующие.

Перенести, соавтор, правнук, прабабушка, проректор, небольшой, сделать, прочитать.

Упражнение 9

Выделите суффиксы. Определите, какие они - формообразующие или словообразующие.

Писать – писатель – письмо – писака.

Упражнение 10

Разберите слова по составу. Объясните, с каким явлением вы столкнулись при разборе слова.

Оренбургский, пермский, орский, курский (жители).

Упражнение 11

Найдите интерфикс в следующих словах. С какими интерфиксами вы столкнулись, объясните.

Пылесос, сталевар, пароход, ялтинский.

Упражнение 12

Выделите интерфиксы в словах (где необходимо), в чем заключается особенность представленных слов.

Кофейник, чайник, Волгоград, Оренбург.

Упражнение 13

Найдите чередования гласных и согласных в следующих словах:

ровняться, клонится, скакать, отрасль, прикасаться, вышли, постелить, собираться, засыпать, дружить, рукав, возить, купить, кормить, земля, любовь.

Упражнение 14

Разберите слова по составу, подберите к ним однокоренные и сравните современный разбор слова с историческим.

Окно (от слова «око»);

мыло (от слова «мыть»);

басня (от слова «баять», т.е. рассказывать).

Упражнение 15

Разберите данные слова по составу.

1. Синий, ранний, вороний, ветреный. 2. Пение, гуляние, давление, утомление. 3. Наливать, распевать,
растирание, нарастание, отросток. 4. Окно, давно
(уехать), (утро) ясно, отчетливо (слышать). 5. Крас­нота, темнота, теснота, скрипеть, скрепить. 6. Ручей, (блеск) лучей, (изгиб) бровей, соловей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: