Ступени и уровни квалификации мастеров профессионального обучения

То, что мы знаем, — ограниченно, а что

не знаем — бесконечно.

П. Лаплас

Специфика профессионального образования (по сравнению с общим) состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке существования учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро изменяющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для низших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для высших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).

Важным теоретическим положением концепции Государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Ступень квалификации — это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках определенной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и

С.291

диагностично проверяемыми параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений.

Следует отметить, что в силу двуединости категории квалификации ступень квалификации может применяться и для характеристики личности, освоившей ту или иную профессию, и для характеристики статуса самой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше времени требуется для ее освоения, тем дороже обходится государству подготовка рабочего по этой профессии и тем выше должен быть ее статус (ступень квалификации). Уровень квалификации является только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Он может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоения работникам разрядов и категорий.

Профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень подразумевает основное общее образо­вание и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях НПО на одно-двухгодичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего об­щего и профессионального образования в учреждениях НПО на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «инновационных» учебных заведениях, таких, как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: