Система среднего профессионального образования

Зачем приспосабливать ребенка к сис-

теме воспитания? Не лучше ли приспосо-

бить эту систему к ребенку?

Ж.Ж. Руссо

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение

С.292

потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.

Профессиональные образовательные учреждения средней школы возникли еще в XVII в., однако как особая ступень в системе профессионального и общего образования они сформировались в конце XIX — начале XX в. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машиностроительного производства. Становление системы среднего профессионального образования связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Соотношение профессиональных и общеобразовательных аспектов подготовки обусловливалось в основном социально-экономическими и организационно-производственными факторами.

В конце XIX в. было известно 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам, однако субсидии министерств были недостаточными. Открытие учебных заведений являлось делом частной инициативы.

После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка среднего профессионального образования: оно стало частью народного образования (Э.Н. Гусинский, Н.Н. Кузьмин, Ю.И. Турчанинова).

В начале 1920-х гг. еще не было достигнуто единство уровня подготовки специалистов средней квалификации. На Украине техникумы готовили инженеров узкой специализации, а в РСФСР — помощников инженеров. Сроки обучения и правила приема были различными, учебно-материальная база многих техникумов была неудовлетворительной. К началу 1929 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комисса­ров СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», в соответствии с которым среднее профессиональное образование стали реализовывать в техникумах со сроком обучения 3 — 4 года на базе семилетней школы. Существенные изменения были внесены в организацию учебного процесса, увеличился объем практического обучения.

В 1930-е гг. шло тесное сближение теоретического обучения с производственной практикой, осуществлялась специализация техникумов по отраслевому принципу, многие учебные заведения реорганизовывались в отраслевые.

В 1944 г. состоялось первое Всесоюзное совещание работников среднего специального образования. Были рассмотрены воп­росы о первоочередном строительстве новых техникумов и о раз­работке

С.293

мероприятий по восстановлению техникумов в освобожденных от врага районах.

Произошедшая в России в 1990-х гг. смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере образования. Документами, определяющими деятельность средней профессиональной школы, стали Закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования. В настоящее время среднее профессиональное образование играет значительную роль при удовлетворении образовательных потребностей человека, общества и государства: на сегодня 22 % населения России имеют среднее профессиональное образование.

В экономике и социальной сфере России занято около 21 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34 % от общей численности занятых или 62 % от общей численности занятых специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Можно выделить следующие основные направления деятельности (функции) специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики, имеющие устойчивый характер:

1) подготовка и обработка технической, технологической и другой информации в целях обеспечения принятия инженерных решений;

2) обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем и управление ими;

3) управление деятельностью первичных трудовых коллективов.

В отраслях социальной сферы специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др.

Специалисты со средним профессиональным образованием экономического профиля решают оперативные экономико-орга­низационные задачи в экономических и финансовых службах предприятий и организаций, в подразделениях, ответственных за статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

В соответствии с особенностями современного исторического этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит возрастание потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышаются требования к компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Возрастает востребованность специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (техническом, технологиче-

С.294

ском, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисе), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности по самостоятельному созданию рабочих мест для себя и других.

Современные требования к среднему профессиональному образованию определяют необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В качестве основы для такого взаимодействия служила «Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 — 2005 годы», которая явилась основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования и представляла собой конкретизацию и расширение Федеральной программы развития образования в целях создания правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для развития среднего профессионального образования.

Развиваются многоуровневость, многопрофильность и многофункциональность образовательных учреждений среднего профессионального образования (В.И. Байденко, Л.И. Гурье, Г.И. Ибрагимов, М.М. Левина, Т.Ю. Ломакина, В.И. Мигаль, И.П. Смирнов).

Образовательные учреждения все в большей мере реализуют свои права в сфере академической и хозяйственной автономности, расширяют спектр не только образовательных, но и других услуг, предоставляемых населению, организациям и предприятиям различных организационно-правовых форм. Усиливается взаимодействие системы среднего профессионального образования с региональными социально-экономическими структурами.

Таким образом, среднее профессиональное образование обеспечивает условия не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения человека в образовательной среде.

Относительно краткие сроки и низкая стоимость обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Среднее профессиональное образование отнюдь не является образовательным уровнем, имеющим место только в российской образовательной системе. Аналоги российскому среднему профессиональному образованию (как по содержанию, так и по типам образовательных учреждений) существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран. Востребованность данного образовательного уровня подтверждается мировой практикой.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО среднее профессиональное образование

С.295

соответствует уровню 5В МСКО-1997 (первый этап третичного образования, более практико-ориентированные программы) и представляет собой практико-ориентированное высшее или доуниверситетское высшее образование.

Место российского среднего профессионального образования в контексте МСКО определяют следующие характеристики:

- подготовка кадров для интеллектуальной деятельности;

- практико-ориентированность образовательных программ;

- более низкий уровень квалификации выпускников, чем в системе высшего профессионального образования;

- относительно небольшой срок реализации образовательных программ;

- преимущественная реализация образовательных программ в учебных заведениях довузовского уровня.

Образование этого уровня осуществляют такие образовательные учреждения, как двухгодичные колледжи (США), младшие и технические колледжи (Япония), колледжи системы дальнейшего образования и политехники (Великобритания), специальные училища, школы техников, профессиональные и специальные академии (Германия), секции старших техников (Франция).

Выпускники, завершившие обучение по таким программам, получают квалификацию младшего специалиста (США) или техника (Великобритания, Германия, Франция).

Качество подготовки специалистов среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием среднего профессионального образования, формируемым с учетом интересов человека, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

Основными тенденциями развития содержания среднего профессионального образования являются следующие:

- расширение перечня направлений подготовки специалистов среднего звена;

- дифференциация содержания среднего профессионального образования;

- развитие его гибкости и вариативности;

- гуманизация и гуманитаризация;

- усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;

- информатизация содержания среднего профессионального образования;

- - его преемственность с другими уровнями образования.

Дифференциация содержания среднего профессионального образования проявляется через разнообразные профессиональ-

С.296

ные образовательные программы. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня.

Развитие гибкости и вариативности содержания образования обеспечивается путем предоставления образовательным учреждениям академических свобод в его формировании с учетом интересов абитуриентов, студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы регионов.

Гуманизация и гуманитаризация содержания среднего профессионального образования обеспечивают формирование у специалистов целостного мировоззрения, миропонимания и развитие подлинной духовности личности, интереса к решению социально-политических проблем.

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. Отличительной особенностью содержания среднего профессионального образования является его практико-ориентированность. В структуре профессиональных образовательных программ практическое обучение составляет 40 —60 % от общего бюджета времени.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии у студентов системного мышления (включающего в себя целеполагание, проектирование и планирование своей деятельности, контроль за ее выполнением и оценку собственных действий, критический разбор и выработку выводов), формировании научной картины мира, умений научно-исследовательской работы. Осуществляется поэтапное формирование комплексной системы для оценки качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях.

Важным направлением совершенствования организации образовательного процесса является формирование системы дистанционного образования, обеспечивающей повышение территориальной доступности обучения в средних специальных учебных заведениях путем использования средств и методов телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам.

Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему адаптироваться, жить и работать в новых социально

С.297

социально-экономических условиях. Среди этих качеств следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства; умение осознавать себя и демонстрировать другим свои качества; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность; ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования к реализации модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда (А.М. Новиков).

Большую роль в обеспечении удовлетворения образователь­ных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют более 960 колледжей (37 % от общего количества учебных заведений), представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи реализуют программы не только среднего, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, оказания содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.).

Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений между собой), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В условиях значительного снижения бюджетного финансирования образовательная политика отраслевых и региональных органов управления средним профессиональным образованием направлена на формирование системы многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений за счет различных источников.

С.298

Основными задачами развития системы среднего профессионального образования в настоящее время являются следующие:

- достижение заданного качества среднего профессионального образования;

- повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

- достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов различных профилей;

- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: