Развитие высшего профессионального образования в контексте Болонского соглашения

Легко достигнутое согласие не заслужи-

вает доверия.

Лао-Цзы

Высшее образование в России с конца XX столетия пережи­вает сложную эпоху преобразований на фоне общемировых социально-экономических изменений. Модернизация системы высшего образования происходит под влиянием тенденций, направленных на создание единого европейского образовательного пространства. Подписание Россией Болонского соглашения накладывает соответствующие обязательства по его выполнению, в частности по введению системы кредитов (зачетных единиц) по типу Europen Credit Trancfer System (ECTS) — европейская система зачетного перевода как основного средства поддержки масштабной мобильности студентов, что, в свою очередь, будет содействовать свободному передвижению студентов в образовательном пространстве.

В настоящее время студенты из России редко выезжают в европейские страны для продолжения обучения в высших учебных заведениях. Причин для этого существует множество, например: национальные различия систем высшего образования и направлений подготовки, отличия в оценке результатов обучения, фи­нансовые затруднения, сложности языковой адаптации в новой культурной среде и т.д. При этом важно отметить, что лучшие традиции российского образования должны быть сохранены.

В конце октября 2007 г. в России принят закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» в вузах будут осуществ­лять подготовку бакалавров, магистров и специалистов.

С принятием данного закона Россия сделала один из важных шагов в присоединении к Болонскому процессу. Его основные задачи заключаются в

С.305

создании в Европе единой системы образовательных ресурсов. Это означает, что любой молодой человек сможет получить образование в любом европейском вузе, где за прослушанный курс лекций ему выставят баллы. После 3 — 4 лет обучения, набрав необходимое количество баллов, он получит право претендовать на ученую степень бакалавра, а по сути станет квалифицированным рядовым сотрудником с претензией лишь на исполнительские должности.

Дальше он может продолжить образование или в магистратуре, или в «специалитете». Только после этого на рынок труда выйдет человек, готовый к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной творческой работе. Срок обучения регламентирован: в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, — 2 года, а по программе подготовки специалистов — не менее пяти лет. Предполагается, что 1 сентября 2009 г. все российские государственные вузы перейдут на новую систему образования.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими основополагающими документами регламентируется современное функционирование профессиональных учебных заведений различного уровня?

2. В чем заключается проблема унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся учреждений НПО?

3. Охарактеризуйте генезис и основные этапы становления начального профессионального образования в России.

4. Какова цель начального профессионального образования?

5. Что понимается под синтезом знаний, умений и навыков в общеобразовательной и профессионально-технической сферах?

6. Проанализируйте исторические вехи создания и развития среднего профессионального образования в России.

7. Чем вызваны преобразования в высшей школе России и каковы основные задачи современного профессионального образования?

8. Назовите самые общие требования к содержанию профессионального образования, изложенные в основополагающих документах.

9. Одной ли профессиональной направленностью характеризуется содержание образования?

10. Каковы пути развития высшего профессионального образования в контексте Болонского соглашения?

11. Если бы вы были руководителем образовательного учреждения, какие первоначальные мероприятия сочли бы необходимыми для улучшения работы образовательного учреждения и его успешного развития в условиях рынка?

12. В чем состоит проблема высшего рабочего образования?

С.306


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: