Фюзеляж предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. К нему крепятся крылья, оперение, часто силовая установка и другие агрегаты самолета. Его масса – до 40% массы всей конструкции самолета, аэродинамическое сопротивление – до 50% полного сопротивления самолета.
Рис. 2.7. Конструкция крыла:
1- стенки лонжеронов; 2 – нервюра; 3 – стрингеры; 4 – пояса лонжеронов;
5 – предкрылок; 6 – элерон; 7 – обшивка; 8 - закрылок
Основными размерами фюзеляжа являются его длина Lф, площадь миделевого (наибольшего) сечения Sм. Большое влияние на аэродинамические характеристики самолета оказывает параметр – удлинение фюзеляжа
= Lф/Dф, (2.17)
где Dф – диаметр окружности, равной по площади миделеву сечению.
Основные конструктивные элементы фюзеляжа балочной конструкции показаны на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Конструктивная схема фюзеляжа:
1 – шпангоуты; 2 – стрингеры; 3 – обшивка; 4 - теплозвукоизоляция
Работающая обшивка подкреплена продольным и поперечным силовым набором в виде стрингеров и шпангоутов. Фюзеляж современного транспортного самолета, за исключением отсеков шасси, центроплана крыла и хвостовой части, выполняется герметичным.