Управление государственными земельными ресурсами

Земельные ресурсы – это земли, которые находятся в границах территории государства, за исключением территориального моря.

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил. Земля обладает уникальными свойствами, которые требуют специфического подхода к её управлению:

1. земля – это не производимый ресурс;

2. земля – это основа жизнедеятельности.

Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ), как определенная территория и в других качествах.

В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения (23%);

2) земли поселений (1,1%);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда (65%);

6) земли водного фонда (0,5%);

7) земли запаса.

В состав земель федерального значения входят:

- земельные участки, занятые объектами министерств обороны и безопасности государства;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, транспорта и других объектов федерального значения;

- земельные участки государственных природных заповедников, национальных парков, памятников природы, культуры и искусства федерального и всемирного значения;

земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук, научных и образовательных учреждений федерального значения и др.

Все земельные участки, занимаемые федеральными объектами (здания федеральных органов власти, сооружения, предприятия и др.), относятся к федеральной собственности.

Говоря о государственном управлении земельным фондом в совре­менных условиях, необходимо обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В гражданский оборот могут быть введены следующие земли: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли отраслей экономики (специального назначения). В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется раз­граничение государственного управления по признакам:

1) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;

2) управление, когда государство выступает в роли органа власти, то есть суверена, который обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Согласно статье 9 Земельного Кодекса к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд РФ;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ

8) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно статье 10 Земельного Кодекса к полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся:

1) резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4) иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Управление федеральными земельными ресурсами осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ. Управление региональными земельными ресурсами осуществляет Министерство экономики и регионального развития Красноярского края. Осуществляя управление государственными земельными ресурсами, данные органы выполняют 2 основные функции:

1. управляют соответствующими земельными ресурсами (федеральными и региональными);

2. осуществляют контроль за использованием всех остальных земель.

Граждане РФ и юридические лица РФ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законодательством не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных особо установленных территориях РФ в соответствии с законодательством. Кроме того, иностранные граждане не имеют право приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения – это сделано для обеспечения экономической безопасности страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: