Земельные ресурсы – это земли, которые находятся в границах территории государства, за исключением территориального моря.
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил. Земля обладает уникальными свойствами, которые требуют специфического подхода к её управлению:
1. земля – это не производимый ресурс;
2. земля – это основа жизнедеятельности.
Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ), как определенная территория и в других качествах.
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
|
|
1) земли сельскохозяйственного назначения (23%);
2) земли поселений (1,1%);
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда (65%);
6) земли водного фонда (0,5%);
7) земли запаса.
В состав земель федерального значения входят:
- земельные участки, занятые объектами министерств обороны и безопасности государства;
- земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, транспорта и других объектов федерального значения;
- земельные участки государственных природных заповедников, национальных парков, памятников природы, культуры и искусства федерального и всемирного значения;
земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук, научных и образовательных учреждений федерального значения и др.
Все земельные участки, занимаемые федеральными объектами (здания федеральных органов власти, сооружения, предприятия и др.), относятся к федеральной собственности.
Говоря о государственном управлении земельным фондом в современных условиях, необходимо обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В гражданский оборот могут быть введены следующие земли: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли отраслей экономики (специального назначения). В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:
|
|
1) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;
2) управление, когда государство выступает в роли органа власти, то есть суверена, который обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.
Согласно статье 9 Земельного Кодекса к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд РФ;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ
8) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно статье 10 Земельного Кодекса к полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся:
1) резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
3) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;
4) иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
Управление федеральными земельными ресурсами осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ. Управление региональными земельными ресурсами осуществляет Министерство экономики и регионального развития Красноярского края. Осуществляя управление государственными земельными ресурсами, данные органы выполняют 2 основные функции:
1. управляют соответствующими земельными ресурсами (федеральными и региональными);
2. осуществляют контроль за использованием всех остальных земель.
Граждане РФ и юридические лица РФ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законодательством не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных особо установленных территориях РФ в соответствии с законодательством. Кроме того, иностранные граждане не имеют право приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения – это сделано для обеспечения экономической безопасности страны.