В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей федеральный и региональный уровень. Важный момент в такой системе - это постоянное взаимодействие региональных и федеральных структур и синхронная реализация принятых решений в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Как показывает практика, даже на региональном уровне зачастую различные структурные подразделения администрации реализуют разные меры по одному и тому же направлению, ровно такую же ситуацию мы наблюдаем на федеральном уровне. В качестве примера можно привести ситуацию, когда Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России вырабатывают анктикризисные планы поддержки бизнеса, а Минтруд России в то же самое время предлагает ключевым параметром отбора поставщиков в рамках государственного заказа и получателей государственной поддержки сделать отсутствие любой задолженности по уплате социальных взносов. Естественно, все происходит без какого-либо учета мнения самого бизнеса.
|
|
Для формирования взаимодействия предлагается использовать опыт Национальной предпринимательской инициативы (подробно описан в разделе 2.13), когда коллегиально принимались решения и договаривались о совместной работе и бизнес, и представители разных ведомств.
Элементами такой системы должны стать проектные офисы (штабы) на федеральном и региональном уровнях. Задача проектного штаба - формирование и реализация антикризисной стратегии, создание новых рабочих мест, максимальное использование возможностей, открывающихся в условиях кризиса. Речь идет, прежде всего, о создании условий для опережающего роста на момент выхода экономики из кризиса.
Среди таких возможностей – относительное снижение стоимости ресурсов для экспортеров, возросший спрос на импортозамещение, появление у руководства и владельцев предприятий реальных стимулов к повышению качества менеджмента и эффективности производства, сокращению производственных циклов, снижению непроизводственных издержек.
Основной целью создания такого штаба на федеральном уровне является синхронизация усилий всех федеральных органов власти в части разработки и реализации антикризисных мер.
К основным задачам антикризисного штаба на региональном уровне можно отнести:
1. мониторинг устойчивости и оперативная антикризисная поддержка предприятий региона, включая предоставление целевой адресной поддержки:
- содействие в реструктуризации задолженности, включая достижение договоренности между кредиторами;
- предоставление целевых кредитов на развитие и текущую деятельность;
|
|
2. формирование и реализация согласованного с региональным бизнесом комплекса антикризисных мер, включающих:
- согласованную стратегию управления ресурсами, направленными на поддержку бизнеса в регионе;
- определение и создание основы для развития потенциальных зон опережающего роста в посткризисный период (как территориальных, так и технологических);
3. активное вовлечение малых и средних предприятий (в том числе новых) в эффективные региональные и межрегиональные производственные цепочки, включая государственные заказы;
4. поддержка занятости с фокусом на конкретные меры по сокращению потерь для кадрового потенциала региона и обеспечения базы для дальнейшего устойчивого роста;
5. расширение функций и полномочий региональных корпораций развития, включающих в себя:
- формирование комплексных масштабируемых моделей организации производства в актуальных для региона отраслях;
- «упаковку» моделей предприятий для легкого старта;
- поддержку и финансирование создания новых предприятий и стажировки для желающих открыть бизнес;
- информационное продвижение развития предпринимательства.
Деятельность этой системы должна быть подчинена четкому антикризисному плану, который в части предпринимательства должен быть направлен на решение вышеуказанных проблем бизнеса. Таким же образом должны распределяться и денежные средства, которые выделяются на антикризисные программы.