№
| Тема
| План
| Методическое обеспечение
|
| Название раздела (модуля) 1
Лекции
|
18 часов
| Мультимедийные лекции, дидактический материал,
список литературы, электронная страница преподавателя в ресурсах ЧГПУ, методические рекомендации по изучению дисциплины, критерии оценки усвоения дисциплины, вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену, задания для самостоятельной работы (инвариантная и вариативная части), список терминологического минимума.
|
1.1
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код компетенций):
ОК-1
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОПК-12
- владение способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
ПКПП-1
- владение способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития
|
1.2
| Модуль 1. Лекции (18 часов)
|
1.3
| План лекционного курса
|
1.3.1
| Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации
| 1. Объект и предмет социальной педагогики.
2. Функции и задачи.
3. Структура социальной педагогики и ее взаимосвязь с другими науками.
4.Становление социальной педагогики как науки и сферы практической деятельности.
| Схемы, таблица, демонстрация слайдов.
Основные понятия: милосердие,
благотворительность, социология образования,
психология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология, специальная педагогика,
методика социального воспитания, социология воспитания.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М
|
1.3.2
| Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы
| 1. Социализация как социально -педагогическая проблема: понятие, сущность, стадии, этапы, агенты, средства, механизмы.
2.Факторы социализации, их классификация.
3. Характеристика механизмов социализации.
| Схемы, таблица, демонстрация слайдов.
Основные понятия:
социализация, факторы и условия социализации, средства социализации, социальная среда, социальное закаливание, социальное воспитание, социальный иммунитет, социальная интеграция, социализация онтогенетическая, социабельность, социализированность, интеллигентность, субъект социализации, функции социального воспитания, ресоциализация.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.3
| Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально - педагогическая виктимология
| 1.Человек в процессе социализации (объект, субъект, жертва).
2. Социально-педагогическая виктимология.
| Методическое обеспечение: схема, таблица, демонстрация слайдов.
Основные понятия:
1.Адаптация.
2. Адаптация социальная.
3. Апперцепция.
4.Ведущие стратегии поведения
5.Взаимодействие, педагогическое взаимодействие.
6. Виктимология.
7. Виктимность.
8. Виктимогенность.
7. Специальная педагогика и ее разделы.
8.Преступление и правонарушение.
9.Опека и попечительство.
10. Дети с особыми образовательными способностями.
11.Дееспособность.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.4
| Воспитание как институт социализации; виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации. Социализированность и воспитанность
| 1.Характеристика воспитания как социального института
2. Виды и системы воспитания, их характеристика.
3. Результаты социализации, воспитания и социального воспитания.
4. принципы социального воспитания.
| Методическое обеспечение: схема, таблица, демонстрация слайдов.
Основные понятия:
воспитательные учреждения, воспитание, виды воспитания, семья, общественные детские организации, высшие психические функции, системы воспитания. Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.5
| Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
| 1. Социальное воспитание: сущность и основные компоненты.
2. Особенности социального воспитания в школе, семье, в учреждениях дополнительного образования, в детских оздоровительных учреждениях.
3. Роль воспитательных организаций в социальном воспитании.
4. Образование и индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
5. Методика работы социального педагога по оказанию помощи в социализации личности.
| Методическое обеспечение: демонстрация слайдов.
Основные понятия:
девиант, делинквентное поведение, ассоциальное поведение, диссоциальное поведение, модальная личность, личностный смысл, сознание, картина мира, отношение, организация социального опыта, педагогическое взаимодействие, социальная и педагогическая запущенность, одаренность, талант, гениальность, задатки способностей, социальное воспитане, с оциализация.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.6
| Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
| 1. Принципы, подходы социального воспитания, их классификация.
2. Характеристика принципов и подходов в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, гендерный, возрастной, индивидуальный.
3. Методы социального воспитания (пример, требование, упражнение, поручение, соревнование, поощрение, наказание, словесные методы), условия их эффективного использования.
| Методическое обеспечение: демонстрация слайдов.
Понятийный аппарат:
принцип, подход, принцип, метапринцип, подходы (личностный, гендерный, диффернцированный. индивидуальный, деятельностный, демократический, научный, системный).
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.7
| Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях
| 1. Понятие педагогического взаимодействия в социальной педагогике.
2. Понятия безнадзорность и преступность, профилактическая деятельность по снижению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Методы работы с неблагополучными детьми. Специализированные воспитательные учреждения.
| Методическое обеспечение: демонстрация слайдов.
Понятийный аппарат:
педагогическое взаимодействие и взаимосодействие, педагогическое сотрудничество, безнадзорность, беспризорность, преступление, правонарушение, закон, несовершеннолетний.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.3.8
| Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях
| 1.Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе.
2. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в семье.
3. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, загородных лагерях, в молодежных объединениях и общественных организациях
4. Особенности содержания, форм и методов религиозного воспитания.
| Методическое обеспечение: демонстрация слайдов.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
| Модуль 2. Практические занятия (24 часа)
|
1.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
1.4.1
| Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации
| 1.Объект и предмет, структура социальной педагогики.
2.Функции и задачи социальной педагогики.
3.Социально-педагогическая деятельность, ее характеристика.
|
Основные понятия: милосердие,
благотворительность, социология образования,
психология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология, специальная педагогика,
методика социального воспитания, социология воспитания.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М
|
1.4.2
| Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы
| 1. Характеристика факторов социализации и их влияние на развитие личности.
2.Назвать стадии, этапы риски, социализации, описать их.
3. Характеристика средств, агентов механизмов социализации.
|
Основные понятия:
социализация, факторы и условия социализации, средства социализации, социальная среда, социальное закаливание, социальное воспитание, социальный иммунитет, социальная интеграция, социализация онтогенетическая, социабельность, социализированность, интеллигентность, субъект социализации, функции социального воспитания, ресоциализация.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.3
| Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально - педагогическая виктимология
| 1.Человек в процессе социализации (объект, субъект, жертва).
2. Социально-педагогическая виктимология.
3. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.
4. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения, c беспризорными и безнадзорными детьми.
5. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми.
|
Основные понятия:
1.Адаптация.
2. Адаптация социальная.
3. Апперцепция.
4.Ведущие стратегии поведения
5.Взаимодействие, педагогическое взаимодействие.
6. Виктимология.
7. Виктимность.
8. Виктимогенность.
7. Специальная педагогика и ее разделы.
8.Преступление и правонарушение.
9.Опека и попечительство.
10. Дети с особыми образовательными способностями.
11.Дееспособность.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.4
| Воспитание как институт социализации; виды воспитания, системы воспитания, воспитательные организации. Социализированность и воспитанность
| 1.Характеристика воспитания как социального института
2. Виды и системы воспитания, их характеристика.
3. Результаты социализации, воспитания и социального воспитания.
4. принципы социального воспитания.
|
Основные понятия:
воспитательные учреждения, воспитание, виды воспитания, семья, общественные детские организации, высшие психические функции, системы воспитания. Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.5
| Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
| 1. Социальное воспитание: сущность и основные компоненты.
2. Особенности социального воспитания в школе, семье, в учреждениях дополнительного образования, в детских оздоровительных учреждениях.
3. Роль воспитательных организаций в социальном воспитании.
4. Образование и индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
5. Методика работы социального педагога по оказанию помощи в социализации личности.
|
Основные понятия:
девиант, делинквентное поведение, ассоциальное поведение, диссоциальное поведение, модальная личность, личностный смысл, сознание, картина мира, отношение, организация социального опыта, педагогическое взаимодействие, социальная и педагогическая запущенность, одаренность, талант, гениальность, задатки способностей, социальное воспитане, с оциализация.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск:Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.6
| Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
| 1. Принципы, подходы социального воспитания, их классификация.
2. Характеристика принципов и подходов в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, гендерный, возрастной, индивидуальный.
3. Методы социального воспитания (пример, требование, упражнение, поручение, соревнование, поощрение, наказание, словесные методы), условия их эффективного использования.
|
Понятийный аппарат:
принцип, подход, принцип, метапринцип, подходы (личностный, гендерный, диффернцированный. индивидуальный, деятельностный, демократический, научный, системный).
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ
3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.7
| Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях
| 1. Понятие педагогического взаимодействия в социальной педагогике.
2. Понятия безнадзорность и преступность, профилактическая деятельность по снижению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Методы работы с неблагополучными детьми. Специализированные воспитательные учреждения.
|
Понятийный аппарат:
педагогическое взаимодействие и взаимосодействие, педагогическое сотрудничество, безнадзорность, беспризорность, преступление, правонарушение, закон, несовершеннолетний.
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.4.8
| Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях
| 1.Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе.
2. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в семье.
3. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, загородных лагерях, в молодежных объединениях и общественных организациях
4. Особенности содержания, форм и методов религиозного воспитания.
|
Литература:
1.Лекции по социальной педагогике: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке /Г.М.Клочева.- Челябинск: Цицеро, 2014.- 63 с.
2. Электронная библиотека ЧГПУ3. Электронная страница Клочевой Г.М.
|
1.5
| Планы лабораторных занятий не предусмотрены
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
Тема (раздел) 1.
|
ОК-1: 3.1.,3.2,3.3
| доклад
|
ОПК- 12: З.3, У.1,У.2, У.3
| доклад
|
ПКПП-1
| собеседование, круглый стол
|
Тема (раздел) 2.
|
ОК-1: З.1, З.2, З.3
| реферат
|
ОПК-12: З.3, У.1, У.2, У.3
| реферат
|
ПКПП-1:
| собеседование, дискуссия
|
Тема (раздел) 3.
|
ОК-1
| реферат
|
ОПК-12
| реферат
|
ПКПП-1
| собеседование, дискуссия
|
Тема (раздел) 4.
|
|
ОК-1
| доклад
|
ОПК-12
| доклад
|
ПКПП-1
| собеседование, дискуссия
|
Тема (раздел) 5.
|
ОК-1
| реферат
|
ОПК-12
| реферат
|
ПКПП-1
| собеседование, круглый стол
|
Тема (раздел) 6.
|
ОК-1
| доклад
|
ОПК-12
| доклад
|
ПКПП-1
| решение профессиональных задач, деловая игра
|
Тема (раздел) 7.
|
ОК-1
| доклад
|
ОПК-12
| доклад
|
ПКПП-1
| решение профессиональных задач, круглый стол
|
Тема (раздел) 8.
|
ОК-1
| доклад
|
ОПК-12
| доклад
|
ПКПП-1
| решение профессиональных задач, дискуссия
|
| | | | | |